Когда речь в комментариях заходит о популярной музыке, часто можно прочитать такое: "А что, Моцарт тоже попсу писал!".
Или вот в недавнем комментарии - "Моцарт был вполне себе Крутым попсовиком" с намёком на сходство с небезызвестным отечественным производителем популярной музыки.
Эта точка зрения довольно распространена среди тех, кто знаком с классической музыкой по касательной.
Но пошла она из профессиональной музыкантской среды (в основном, студенческой), в которой иногда встречается несколько фамильярный тон по отношению к классикам.
Рах и Себастьяныч
Музыканты учатся своему ремеслу долго, полный цикл занимает семнадцать лет. Отсюда у некоторых из них возникает обманчивое ощущение, что с Бахом и Моцартом они уже на "ты".
Балакирев когда-то называл Баха Иоганном Себастьянычем, а сегодняшние студенты-пианисты иногда позволяют себе вместо "Рахманинов" сказать "Рах" (американизированный вариант длинной русской фамилии).
Самая популярная, заигранная до дыр классика вроде "Лунной сонаты" и "Турецкого марша" определяется в узких исполнительских кругах как попса.
Но это всё, конечно, поверхностное и наносное, понимание "ху из ху" никуда не исчезает.
Эти издержки профессионального сленга принимаются многими за чистую монету, и высказывания про Моцарта-попсовика с совершенно другим оттенком смысла идут в массы.
Поэтому надо разобраться, что есть у Моцарта попса и есть ли она вообще. Для начала определимся с терминами.
Что такое "попса"?
Все понятия в музыке расплывчаты. Тем более, не термины, а жаргонизмы. Каждый вкладывает в это слово свой смысл.
Но всем ясно, что оно относится к лёгкой, развлекательной музыке и имеет уничижительный оценочный оттенок. Хорошее попсой не обзовут.
"Попса" - это что-то вроде "Доширака" или "Роллтона" - дёшево, быстро, вкус и аромат идентичный натуральному, но едой назвать нельзя. Таким люди питаются только в двух случаях: с деньгами туго, а есть очень хочется, или - с детства ем, привык.
Другими словами попса - это музыка по форме примитивная, по смыслу банальная, для долгого хранения не предназначенная, создаётся, как показывает практика, дилетантами в целях быстрого и лёгкого обогащения.
Аудитория попсы - очень широкие и очень нетребовательные ( по разным причинам) массы.
Внимание! Слово "попса" вовсе не равно понятию "популярная музыка". Попмузыка - это огромный и сложный мир, где есть свои Моцарты, свои шедевры и своя классика.
Теперь о том, причём тут Моцарт. Действительно ли он не только шедевры сочинял, но иногда зарабатывал на жизнь производством музыкального ширпотреба какого-то специально пониженного качества, которое можно было бы назвать попсой?
Всё умел, а это не умел
Моцарт был амбициозным человеком, он очень хотел быть популярным и хорошо зарабатывать, радовался своим успехам и остро переживал конкуренцию. Он брался за всё, и писал не только симфонии и оперы, но также и прикладную музыку: танцы для балов, серенады для праздников и пьесы для механических часов.
Для чего классики XVIII века сочиняли рингтоны, если тогда не было мобильников?
И да - он был умелым хитмейкером, то есть умел зацепить внимание публики яркой и простой мелодией.
Темы из его опер приобретали иногда моментальную популярность. Но это вовсе не значит, что он писал попсу.
Моцарт просто не умел писать ширпотреб, то есть плоскую и банальную музыку. Даже элементарное он превращал в факт искусства, потому что был гениально одарён, имел совершенный вкус и владел своим ремеслом на 100%.
Любой его пустяк имеет довольно высокую художественную ценность как минимум с точки зрения того, как это сделано.
Так что не будем называть одним и тем же словом продукцию, скажем, группы "На-на" и "Турецкий марш" Моцарта.
Была ли "попса" в 18 веке?
Когда люди говорят про попсу 18 века, они механически проецируют сегодняшнюю музыкальную картину на ту эпоху. Но музыкальный мир сегодня и в то время - это два совершенно разных мира.
Современный человек живёт в ситуации невиданного перепроизводства музыки. Тут непонятно даже, по какому принципу классифицировать всё, что обрушилось на наши с вами уши в 20 и 21 веке.
Музыка современная и музыка последних четырёх столетий, академическая и массовая, тональная и атональная, электронная и акустическая, джаз, фолк, рок, рэп, киномузыка и музыка в компьютерных играх, шансон, барды и далее без конца.
Всякая категория ещё членится на множество разновидностей, всё перетекает друг в друга, и попробуй в этом разберись.
Тут ясно только одно - у этого Вавилона есть два полюса: "серьёзная" и непопулярная в массах академическая музыка и "лёгкая" развлекательная - востребованная 100% населения.
Но во времена Моцарта такого разделения не было. Поэтому Моцарт не мог писать "попсу" по той простой причине, что в 18 веке просто не было (вообще) лёгкой массовой развлекательной музыки, и "классики" не было тоже. Светская (не церковная) музыка была более менее едина по стилю и лексике.
💭 Самое большое заблуждение - это то, что классическая музыка была всегда
Разделение музыки на "серьёзную", "высокую" и "лёгкую", "популярную" началось позже, в начале 19 века, во времена Иоганна Штрауса-отца.
"Широкой публики" тоже не было
Аудиторией Моцарта (а также других композиторов его времени) была просвещённая аристократия и зарождающийся средний класс.
И хоть Моцарт и ругался на "ослиные уши", эта публика в симфониях, концертах, операх и сонатах разбиралась неплохо. Для неё это было самое что ни на есть актуальное искусство, а не какой-то музыкальный VIP для особо одарённых.
Примерно, как сейчас это принято на клубных джазовых концертах, аудитория на моцартовских "академиях" (концерты по подписке) по ходу исполнения отмечала аплодисментами и удачный мотив, и интересный переход в другую тональность.
Потому что знание нотной грамоты, умение украшать свой домашний досуг игрой на музыкальных инструментах или пением считалось необходимым атрибутом всякого культурного человека.
В примитивной попсе эта публика не нуждалась, ценились качество музыки и искусность композиции.
🎵 Семь самых популярных шедевров Моцарта
Я памятник себе...
Кстати говоря, Моцарта при жизни считали "сложным" композитором, а не "попсовиком". Высказывания в духе того, что произнёс однажды император Иосиф II в адрес "Похищения из сераля" ("Слишком много нот, дорогой Моцарт"), Моцарту приходилось слышать не раз и от других людей (например, от отца).
Но писать попроще ему было неинтересно и даже унизительно. Моцарт с детства знал, что он гений, и с чувством личного и профессионального достоинства у него было всё в порядке. Позорить себя дешёвым успехом он бы не стал.
Тут почти по Пушкину: гений и злодейство попса - две вещи несовместные.