Найти тему
Сергей Усков

Чёрный пиар — тоже пиар. Так ли это?

"Чёрный пиар — тоже пиар". Нередко этот тезис можно услышать в самых разных ситуациях. Его посыл прост: "Когда о тебе говорят — это лучше, чем, когда не говорят". Но так ли это? Давайте разберёмся.

На самом деле всё зависит от того, что вам нужно. Если ваша цель заключается в том, чтобы любыми способами продлевать своё присутствие в медиапространстве, повышая свой индекс узнаваемости, то скандалы с любыми репутационными уронами вам только на пользу, потому что для большинства людей, вы, скорее всего, имеете репутацию своеобразной скандальной светской львицы или же попросту клоуна, которые, впрочем, тоже бывают разные. В современных медиа имеются персоны, которые обладают известностью только за счёт своей эпатажной деятельности. Если они её прекратят, мы будем вынужденны констатировать их медийную смерть, потому бесталанность этих людей не оставляет им других альтернатив делать так, чтобы их имена всплывали на экранах наших телефонов и компьютеров, когда мы листаем новостную ленту. Их образ питается ненавистью и критикой, поглощая чёрный пиар, как чёрная дыра.

Если же вас заботит имиджевая составляющая вашего бренда, политической партии и т.д., то вы неизбежно должны задумываться о том, с чем ваш бренд ассоциируется в сознании целевой аудитории или электората, а также какие эмоции он вызывает. Грубо говоря, если вы идёте на выборы, а про вас начинают говорить, что вы были осуждены за мошенничество, то вряд ли вам это понравится, впрочем, как и вашем политтехнологам, если они у вас есть.

PR — это связи с общественность. (англ. Public Relations). Чёрный пиар - это тоже связи с общественностью, но вот только в глазах общественности вы предстаёте не в самом ярком свете. Надо ли вам такое?

Чёрный PR, кстати, как способ дискредитации конкурента всё ещё живёт и процветает. Если вбить в Яндексе "Чёрный пиар", то уже второй запрос будет обладать словом "заказать", а в сети есть куча сайтов, которые предлагают свои услуги по чёрному пиару, не страшась никаких мук совести.

-2

Известно, что репутация, карьера и даже жизнь человека сегодня может пойти под откос из-за одного сомнительного твита или высказывания в инстаграм-трансляции. Общественное мнение не делает предупредительных выстрелов в воздух для тех, кто посягнул на её конвенциональные представления о том, что субъект может декламировать, а что — нет, кем бы он ни был. Никаких скидок на статус или предыдущие заслуги персоны. Ах, вы президент США? Что же, извините, но мы всё равно заблокируем ваш твит за нарушение авторских прав.

За современными социальными трендами в эпоху диджитал гласности приходится следить с особой тщательностью.

В подобных условиях появление таких технологий, как возможность сверх реалистичной подделки голосов с помощью нейросети, является поводом задуматься о новой волне чёрного пиара, в которой вполне реалистично выглядящий и убедительный "компромат" сможет с лёгкостью состряпать любой человек со смартфоном.