Найти тему
Новый проспект

Карантин — время возможностей для EdTech-бизнеса. Рынок дистанционного обучения готовится к рывку

Карантин — время возможностей для EdTech-бизнеса завоевать новую аудиторию. «Новый проспект» проанализировал, как работает рынок дистанционного образования в условиях неожиданно свалившегося «счастья» в виде повсеместной удаленки.

В режиме спасения бизнес-процессов компаниям любого уровня не остается ничего другого, как учить сотрудников работать в удаленном режиме, планировать свое время и задачи. Рынок онлайн-образования уже откликнулся: появилось много курсов по приобретению новых навыков и профессий для работы в интернет-пространстве.

Масштабы рынка

В 2018 году объем рынка дистанционного образования в России составил около 28,9 млрд рублей, в 2019 году увеличился до 35 млрд рублей (по данным исследовательской компании NeoAnalytics). В среднем в 2014–2019 годах прирост рынка составлял 14,1%. Расчетный показатель его объема, по оценке исследовательской группы Edmarket.Digital, составил 36,4 млрд рублей. «Интерфакс-Академия» дает цифры выше: российский рынок онлайн-образования достиг 45–50 млрд рублей в 2019 году.

«Режим самоизоляции является на сегодняшний день сильнейшим драйвером прироста российского рынка, и однозначно это скажется на динамике по итогам года», — говорит генеральный директор NeoAnalytics Ольга Луцева-Эр. По «докоронавирусному» прогнозу, на протяжении 2019–2021 годов рынок должен был расти приблизительно на 17–20% в год. С учетом новой реальности, по итогам 2020 года прирост прогнозируется уже как минимум на уровне 20–23%.

При этом российский рынок растет быстрее, чем мировая отрасль EdTech: сказывается эффект низкой базы. Доля дистанционного обучения на внутреннем рынке бизнес-образования России составляет всего 1,1%, тогда как в США и Японии — уже 20–30%.

Российский EdTech

Половину всего EdTech-рынка в России занимает дополнительное образование для взрослых. По данным компании «Атол», в сегменте B2C чаще всего востребовано бизнес-образование (оно приносит 38% от общего объема), а также программирование (14%). Далее идут финансы (4%), медицина (3,8%), управление (2,6%) и иностранные языки (1,9%).

Тройкой лидеров среди платформ, обучающих профессиям, являются проекты Skillbox (6,5% рынка), GeekBrains и «Нетология-групп» (по 5,3%). Среди языковых онлайн-школ, по данным «Интерфакс Академии», лидирует Skyeng, занимая 19–21% сегмента. На доли Lingualeo и PuzzleEnglish приходится около 4,3–5% и 3% соответственно. В нише программ, создающих ПО и платформы для корпоративного обучения, первые роли играют такие игроки, как «Мираполис» (с долей около 7,2%), а также eQueo и iSpring с долями по 5,3%. В целом рынок крайне конкурентен: 30% всей выручки заработали 35 крупнейших компаний. Отдельные крупные игроки показывают темпы роста — 40–300% ежегодно, по данным экспертов TAdviser.

Открывающиеся возможности не обещают легких денег для новых игроков. «Новым игрокам будет тяжело бороться за клиента с существующими в силу того, что сейчас многие большие компании проявляют социальную ответственность и открывают доступ к курсам для пользователей бесплатно», — говорит основатель и генеральный директор образовательной компании MAXIMUM Education Михаил Мягков.

Генеральный директор, основатель и архитектор платформы «Эквио» Алексей Вагин тоже считает, что в этот рынок зайти непросто, но по другой причине. «Нужны высокий уровень профессионализма, который непросто получить за короткое время, а если это технологический стартап, то потребуется несколько лет на разработку платформы и подбор команды с определенным и довольно редким уровнем компетенции», — поясняет Алексей Вагин.

Смена парадигмы

Тем не менее коронавирус уже внес коррективы в структуру рынка. «У компаний из B2B сегмента, ориентировавшихся на мелкий бизнес, произошел резкий отток клиентов, а у те, кто делал ставку на сферу обслуживания и ресторанный бизнес, и вовсе близки к закрытию, — комментирует изменения на рынке Алексей Вагин. — В то же время, компании, ориентированные на средний и крупный бизнес, получили приток новых интересующихся клиентов, которые ранее или игнорировали онлайн-обучение вовсе, или довольствовались старыми платформами, которые не работают при интенсивном использовании и в новых условиях».

Приток пользователей фиксируют платформы для создания онлайн-курсов. «Число таких запросов у нас выросло, — подтверждает представитель Teachbase Ольга Нерода. — К нам обращаются образовательные учреждения: школы, кружки, университеты. Сегодня, например, к нам обратилась футбольная школа с запросом на уровне «помогите!». Бизнес-тренеры активно переводят свое обучение из очного в онлайн. Есть запросы от крупных компаний на запуск обучения с различными видами геймификации, чтобы держать сотрудников в тонусе во время изоляции».

«На рынке сейчас появилось очень много курсов, которые учат работать в удаленном режиме, планировать свое время, задачи. Для конечных потребителей это, конечно, бизнес-образование и приобретение новых навыков и профессий для работы в интернет-пространстве», — отмечают в компании «Эквио».

«До 2020 года наибольший спрос приходился на корпоративное обучение, соответственно, начиная с апреля 2020 года структура спроса будет меняться, — прогнозирует NeoAnalytics. — Ожидается, что значительно увеличится доля некорпоративного, личного обучения. При этом останутся востребованы темы бизнес-образования и развития дополнительных компетенций».

Дело техники

Игроки рынка отмечают высокую нагрузку на платформы из-за наплыва пользователей. «У нас, например, интенсивность использования выросла почти в 2 раза. Тут уже зависит от того, кто как был к этому готов — наличие резервных площадок и надежных партнеров для нас было в приоритете всегда», — говорят в «Эквио». Помимо естественного роста нагрузок сервисы дистанционного обучения в феврале-марте 2020 года подверглись агрессивным атакам со стороны киберпреступников. По данным Qrator Labs, число атак на этот сектор увеличилась в 4 раза.

Прирост новых клиентов идет в основном за счет рынка B2С и это дает падение в среднем чеке. В сегменте B2B, не смотря на повышение интереса корпоративных клиентов к дистанционному обучению, прироста выручки пока не ощущается. «Вопрос бюджета как никогда актуален. Компании дольше принимают решения, поэтому в конкретные сделки этот интерес еще не вылился», — говорит Алексей Вагин. 

Зато, считают в компании MAXIMUM Education, игроки рынка онлайн-образования получили большой задел на будущее в лице огромной базы новых преподавателей и учащихся ( прежде всего за счет учителей, школьников и их родителей). «В условиях пандемии и карантина почти все компании открывают бесплатный доступ к своим сервисам. В моменте говорить о сверхприбылях смысла нет. Однако карантин — это время, когда можно завоевать новую аудиторию, показать качество образовательного продукта и его эффективность. Причем, не только частным, но и государственным пользователям. А дальше, когда карантин закончится, надо не упустить время и лояльных клиентов превратить в покупателей», — расписал план действий Михаил Мягков.

В общем и целом, эксперты от Edtech признают, что будущее, вне зависимости от продолжительности карантина, за смешанным обучением, разумной комбинацией между онлайн- и офлайн-обучением. Следующая задача бизнеса — выйти после пандемии с востребованным продуктом, чтобы забрать себе часть «офлайна» даже в условиях отсутствия ограничений на передвижение граждан.