Найти тему
Факты.

Мумия...

Феномен сохранения мёртвого тела нетленным с давних пор привлекает внимание исследователей. Но далеко не всегда такая процедура проводится после смерти человека. На Востоке, в ряде буддийских монастырей, существовали ритуалы самостоятельного превращения своего организма в мумию. Монахи стремились стать сокушинбутсу (будда во плоти), у которых после естественной смерти тело не разлагается, а продолжает жить. Это считалось главным видом медитации и достижением высочайшего просветления.

В IX веке учёный и поэт Кукай (774-835 годы), основал в Японии духовную школу Сингон. В новом учении соединились элементы буддизма, синтоизма, даосизма и других религий Востока. Главным постулатом было утверждение, что духовная сила может быть достигнута только путём самоотречения и аскетического образа жизни. Монахи Сингон отличались силой духа - например, могли сидеть под ледяным водопадом, медитируя и не обращая внимания на потоки воды. А сам Кукай на 61-м году жизни вошел в состояние глубокой медитации и отказался от пищи и воды, что привело к добровольной смерти. Согласно воле основателя духовной школы, его тело было погребено на горе Койя рядом с основанным им храмом. Через несколько лет могилу вскрыли, и Кукай выглядел так, словно крепко спал. Его организм не подвергся разложению, а волосы ничуть не потускнели. Сейчас его тело покоится в специальном мавзолее, и почитатели Кукая считают, что он не умер, а находится в состоянии глубокой медитации. У великого учителя нашлось немало последователей. В монастырях на севере Японии в настоящее время находятся 28 мумифицированных тел тех, кто добровольно закончил земной путь столь необычным способом и самостоятельно сделал свои останки нетленными. При этом добиться нужного результата получалось далеко не у каждого. Процесс этот очень трудный и занимает чуть больше восьми лет - три раза по тысяче дней. Но монахи соглашались на это, так как считали, что в результате не умирают, а достигают высшего состояния, когда можно воспринимать и мир живых, и мир мёртвых. Первую тысячу дней монах посвящал избавлению от любого жира в организме. Он питался исключительно орехами, семенами, плодами и ягодами, запивая их родниковой водой. При этом увеличивал физические нагрузки, выполняя самую тяжёлую работу. Считалось, что полное избавление от жиров способствовало тому, что бактерии разложения после смерти человека намного уменьшали свою активность. Второй тысячедневный этап посвящался насыщению организма смолами и специальными ядами. Монах употреблял в пищу только кору и корни деревьев - в уменьшающихся постепенно количествах. Физическая активность заменялась долгими часами медитации. В конце, пищу следовало запивать специальным чаем, изготовленным из сока дерева уруши, который используется при создании лаков для покрытия деревянных поверхностей. Такой чай очень токсичен - и приводит к сильнейшей рвоте. Но монах постепенно привыкал к нему. Зато организм, пропитавшись ядовитым соком, становился несъедобным для личинок насекомых, которые могли поселиться в теле после смерти. Примерно через пять с половиной лет, после прохождения всех необходимых процедур, наступала завершающая стадия превращения в сокушинбутсу. Монаха, находящегося в позе лотоса, помещали в каменный склеп - такой тесный, что человек не имел возможности даже пошевелиться. Ему оставляли выведенную наружу бамбуковую трубку для дыхания и нитку с привязанным колокольчиком - чтобы замурованный мог ежедневно оповещать, что он ещё жив. Спустя какое-то время, находясь вообще без пищи и воды, монах переставал подавать признаки жизни. С момента, когда колокольчик звонил последний раз, отсчитывали ещё тысячу дней - и только после этого вскрывали каменную полость. Низкое содержание жиров и воды, а также большое количество растительного яда препятствовали разложению тела, и оно превращалось в мумию. В этом случае останки монаха помещали в храм и поклонялись им как одному из воплощений Будды. За мумией ухаживали, каждые несколько лет ей меняли одежду. Но процесс самомумификации далеко не всегда проходил успешно - по подсчётам исследователей, такое было лишь в 10% случаев. Из-за влажного азиатского климата тело монаха, несмотря на предпринятые усилия, часто начинало разлагаться. В этом случае останки не считались воплощением Будды, но их всё равно хоронили с почётом проявляя уважение к человеку, который ради высшего просветления пошёл на такие испытания. Прижизненная мумификация практиковалась не только японскими монахами, но и жителями других азиатских стран. Во дворе тхиенского монастыря Дау, расположенного недалеко от Ханоя, находится фигура сидящего в позе лотоса бывшего настоятеля по имени Ву Кхак Минь, родившегося более трехсот лет назад. Согласно легенды, на закате жизни он уединился в часовне, взяв лишь один кувшин воды. Он сказал, что будет молиться, и разрешил ученикам прийти к нему только через месяц после того, как перестанет стучать его молитвенный барабан. При этом, если ученики почувствуют запах тления, им надо похоронить Ву Кхак Миня, а если этого не случится - тело следует выставить в монастыре. Барабан Ву Кхак Миня звучал сто дней. Когда в указанный срок ученики вошли в часовню, запаха тления не было. Монахи покрыли тело настоятеля серебряной краской чтобы, защитить его от насекомых, и поместили в специальную нишу. В середине 1950-х годов, когда Вьетнам стал независимым государством, мумию исследовали с помощью рентгеновских лучей. Результаты выглядели удивительными: тело Миня не имело следов бальзамирования, но при этом его останки, весившие всего семь килограммов, не подвергались разложению. Почему это происходит - пока остаётся загадкой.

Нет сомнений, что люди, сделавшие своё тело нетленным, надеялись через какое-то время вернуться в мир живых. Но когда и каким образом это может произойти - вопрос, остающийся без ответа.