Расселение и классификация
Территория нынешних штатов США Виргиния, Южная и Северная Каролина Джорджия, Флорида, Алабама, Миссисипи, Луизиана и частично Теннесси ко времени колонизации была довольно густо населена индейскими племенами.
Они говорили на различных языках, среди которых преобладали языки мускогской семьи, но их материальная культура и общественная организация, а также исторические судьбы имеют много общего.
Центральное положение в этой области занимали многочисленные тогда мускоги: на атлантическом побережье и близлежащих островах жили небольшие и исчезнувшие вскоре после прихода англичан племена индейцев: кусабо, гуали, тимуква; по рекам Куса, Таллапуса, Флинт и Чаттахучи были расселены собственно мускоги(крики/Creek), создавшие впоследствии сильный племенной союз.
Область штатов Миссисипи и Луизиана населяли чикасавы, чоктавы и натчи. Окраинные земли юго-восточной области занимали алгонкины и сиу – на атлантическом побережье (катавба, тутело) и на побережье Мексиканского залива (билокси и ото). Рядом с индейцами шауни жили немногочисленные ючи, чей язык был непонятен всем остальным индейцам области и причисляется американскими лингвистами к так называемым изолированным языкам. В Аллеганских горах жило ирокезское племя чироков.
Юго-восточные индейцы и особенно мускоги, входившие в союз племен, известный под названием Конфедерации криков, всегда привлекали внимание американистов. Некоторые ученые (А. Крёбер и др.) склонны считать, что из всех индейских племен востока Северной Америки юго-восточные племена достигли наиболее высокого развития культуры.
Материальная культура и хозяйство
Основу хозяйства юго-восточных индейцев составляло мотыжное, подсечно-огневое земледелие, а также сезонная охота и собирательство. Главной культурой, как и у ирокезов и других земледельческих племен Северной Америки, была кукуруза. Кроме того, выращивали тыкву, бобы, табак. О сравнительной древности земледелия на Юго-Востоке свидетельствуют приемы удобрения полей, окучивания, развитый земледельческий культ.
У индейцев Юго-Востока господствовала общинно-родовая форма собственности на землю. Земля, принадлежащая селению и пущенная под обработку, разделялась на участки, величина которых зависела от качества земли, близости воды и других условий. Участки эти передавались в пользование домохозяйствам, состоявшим из родичей по материнской линии. Кроме того, домохозяйства имели при своих усадьбах огороды.
Участок с общинного поля облагался своего рода налогом - часть урожая поступала в общественное хранилище. Из запасов хранилища снабжались военные экспедиции, должностные лица, кормили гостей и поддерживали тех, чьи запасы истощались. Огород при домохозяйстве обложению не подлежал.
Вождь деревни назначал срок полевых работ, и в этот день все жители отправлялись на поля: мужчины с топорами и мотыгами, женщины,- нагруженные провизией. Участки обрабатывались всем селением, независимо от их принадлежности тому или иному домохозяйству. Однако урожай каждое домохозяйство собирало со своей полосы и в свои хранилища.
Охотничий промысел также регулировался строгими правилами. Перед охотой все участники «очищались»: принимали «черное питье» – настой корня Hex vomitoria, вызывающий рвоту; парились в парильне, сложенной из камня или глинобитной и обычно расположенной около реки. Распарившись, индеец бросался в воду. Такой способ закалки существовал у многих индейцев Северной Америки.
Животный мир этого района был богат: здесь водились олени, медведи, скунсы, еноты, бобры и даже бизоны. Индейцы практиковали облавную охоту (оленей, например, гнали к реке, где их стреляли сидевшие в лодках охотники, вооруженные луками); применялась маскировка: охотник надевал оленью шкуру, чтобы подойти к оленям на расстоянии выстрела; приманивали зверей и птиц искусным звукоподражанием. Иногда поджигали траву вокруг логова зверя и выкуривали его; чаще всего так охотились на медведей. Для охоты индейцы держали собак. На берегу Мексиканского залива и во Флориде охотились на крокодилов и змей.
Кости убитых и съеденных животных не бросали, а осторожно клали на землю, так как боялись, что в противном случае «зверь обидится».
Охотник, ранивший зверя, имел право взять себе шкуру, мясо же распределялось между всеми участниками охоты. Каждый нес свою долю в мешке. Отдельные группы охотников сообщались между собой при помощи дымовых сигналов.
До знакомства с огнестрельным оружием юго-восточные индейцы охотились с духовым ружьем и луков. Их духовое ружье представляло собой стрелометательную трубку из ствола 2-3 метра длиной. Стрела из тростника или сосновой лучинки. Индеец, вложив стрелу в трубку, подносил ружье ко рту, и от резкого толчка выдыхаемого изо рта воздуха стрела вылетала на довольно большое расстояние: дальнобойность чирокского ружья достигала 30 метров. При помощи духового ружья охотились на мелких животных и птиц. Лук у юго-восточных племен имел в длину около 1, 5 метров и изготовлялся из цельного куска дерева ореха гикори, американского лавра, черной акации или тутового дерева. Тетива изготовлялась из оленьих сухожилий. Стрелы были тростниковые или из какого-нибудь дерева твердой породы, снабжались оперением; наконечники их – каменные. Хранили стрелы в кожаных или берестяных колчанах, красиво разукрашенных.
Не менее искусны были индейцы в рыболовстве. Оно, как и охота было чисто мужским занятием. Применяли запруды с ловушками. Попавшую в ловушку рыбу вычерпывали особыми сачками. В местах быстрого течения строили каменные дамбы. С большим искусством производилось лучение рыбы острогой, копьями с наконечниками из кости или клешни краба, а также стрелами. Лучение происходило при свете костра, разложенного посередине лодки. Ловили рыбу и удочками. Индейцы были также знакомы с ловлей рыбы неводами и сетями.
Немалым подспорьем в хозяйстве юго-восточных племен служило собирательство. Собирательством в основном занимались женщины, им помогали старики и дети. Собранные за лето грибы, ягоды, желуди, орехи заготовлялись впрок. Собирали также семена дикорастущего риса, различные коренья и плоды, во Флориде- бананы. Очень ценились птичьи и черепашьи яйца.
Земледелие, охота, рыболовство и собирательство доставляли индейцам довольно разнообразную пищу круглый год. Часть мяса, добытого на охоте, и рыбу заготовляли впрок, сушили на солнце или коптили. Зимой питались мясом, рыбой, жареной кукурузой, кукурузными лепешками, а также сушеными грибами, желудями, орехами. Кукурузу растирали в муку в деревянных ступах, таких же, как у ирокезов.
Ремесло
Среди юго-восточных племен было широко распространено плетение. Плели циновки из тростника, «шелковой» травы, из листьев растения, похожего на коноплю, из древесной коры и луба. Изготовляли корзины-решета, корзины-хранилища, корзины для переноски легких предметов. Корзины были разнообразной формы – квадратные, треугольником, плоские, широкие.
Гончарный круг юго-восточным племенам известен не был, но гончарное искусство было распространено повсеместно задолго до прихода европейцев. Об этом говорят находки в курганах. Среди них интересны фигурные глиняные трубки и изображения животных. Индейцы смешивали глины с толчеными ракушками и на плоском камне, пользуясь деревянным шпателем, делали горшки с ручками, плоские блюда, вазы, кувшины, украшенные штриховым орнаментов.
Одежда
Несложная одежда индейцев была хорошо приспособлена к местным условиям. Изготовлением одежды занимались женщины. В мужской и в женской одежде ко времени колонизации отражались социальные различия, существовавшие в индейском обществе. В 17 в. Простые воины носили набедренную повязку, сзади к повязке прикрепляли хвост животного. Индейцы Флориды надевали такую же повязку из пальмовых листьев. Вожди и почетные лица надевали такую же повязку из пальмовых листьев. Вожди и почетные лица надевали юбочки из кожи оленя, отороченные бахромой. Женщины носили юбочки или передники из шкуры оленя или плетенные. У натчей женщины, принадлежавшие к родовой знати, носили накидки из перьев лебедя.
Мокасины надевали только при больших переходах или в торжественных случаях. Делали мокасины из цельного куска кожи, загибая его вокруг ступни и завязывая на подъеме. Для предохранения ног от уколов кустарника носили кожаные ноговицы, закрепляя их у пояса. Первые колонисты переняли у индейцев их обувь и замшевую одежду.
По украшениям также можно было судить об общественном положении индейца. Медный обруч на голове обозначал ранг вождя. Вожди носили также головной убор из перьев и шкур. Главный жрец селения надевал на голову сложное сооружение из шкурок змей, ласок и других животных. Головной убор, отличавший воина, состоял из перьев ворона или чучела ястреба с распростертыми крыльями; в мочки ушей воин втыкали когти этих птиц. Жемчуг имели право носить только вожди и родовая знать.
Воины Конфедерации криков и чикасавы брили голову, оставляя гребень волос, идущий ото лба к затылку, или носили чёлку на лбу. Мужчины некоторых виргинских племен брили одну сторону головы. Женщины всех юго-восточных племен носили волосы или распущенными, или собранными в узел.
Жилище
Поселения и жилища мускогских племен, несмотря на кажущееся разнообразие, представляют определенное единство и имеют общее происхождение. Почти все они каркасные. Стены заполнялись смесью глины с рубленой соломой. Различие было в материале, из которого делали каркас, и в форме постройки: она была либо круглой, либо квадратной или прямоугольной. Чаще всего обе эти формы сосуществовали. Круглая форма придавалась постройкам, назначение которых было связано с более консервативной устойчивой стороной жизни индейцев – обрядовой, в то время как жилые дома были прямоугольными в плане.
Семинолы в условиях жаркого климата Флориды стали строить дома, состоящие из большой двускатной крыши, поставленной на восьми столбах. Пола не было, вместо него невысоко над землей устраивали настил, который служил и полом, и местом для спанья.
В центре селения горел неугасимый костер из кипарисовых стволов, сложенных крест-накрест. Здесь женщины занимались приготовлением пищи и другими хозяйственными делами.
Крики уже в 17 в. перешли к срубному дому европейского типа. Срубные дома были невелики, но ставились они по строго определенному плану : каждое домохозяйство имело несколько построек различного хозяйственного назначения, которые ставились по замкнутому прямоугольнику или в виде буквы П. Обнаруженные при археологических раскопках насыпи со следами каркасных стен представляли собой узкие земляные валы, насыпанные так, что внутри оставался как бы большой двор или площадь. Рядом были расположены еще две насыпи – круглая и в форме усеченной пирамиды. На круглом холме помещалась хижина шамана, на другом – дом вождя или дом совета. Помещения на валах очевидно некогда были мускогскими «длинными домами». Самая форма поселения, построенного по замкнутому прямоугольнику, могла быть вызвана необходимостью защиты от врагов.
У алгонкинов атлантического побережья поселки огораживались палисадом. В этих поселках дома, напоминавшие ирокезский длинный дом, ставились параллельными рядами. Между домами разбивались огороды. Постройки были каркасными: сооруженный из стволов молодых деревьев каркас ставили по прямоугольнику и покрывали циновками или корой.
Общественный строй
Общественный строй включал в себя матрилинейную систему родства и экзогамный брак между кланами. Сородичи сообща вели хозяйство, владели общим участком земли. Избирали главу, который обычно был братом старшей в роду женщины. Родам давали названия тотемического характера. Наиболее распространенные были род медведя, бобра, птицы, клыка (например, волчьего), лося, лисы, енота. Индейцы соблюдали строгие запреты на инцест, в том числе запреты на вступление в брак внутри клана, которые карались смертью. В прошлом они часто разрешали многоженство вождям и другим мужчинам, которые могли содержать несколько жен. Они проводили обряды инициации для мальчиков и девочек.
Верования
Религия, обряды и верования были основаны на анимизме. Анимизм был широко распространенной доктриной коренных народов Северной Америки и Канады, включая племена юго-восточных индейцев.
В Религии, Церемониях и Верованиях племен Юго-Восточной Индии также доминировал шаманизм, в котором шаман выступал посредником между видимым и духовным мирами.
Пляска зеленой кукурузы была одной из самых важных церемоний юго-восточных индейцев. Это был обряд благодарения матери-земли. Праздник проводился осенью. Поющие шаманы и танцующие воины кружили вокруг костра, неся кукурузу, как видно на картинке выше. После приготовления кукурузы она была преподнесена как священное приношение Великому Духу. Разводили новый костер и выставляли кукурузу для всей деревни, в то время как люди танцевали .
У индейцев юго-восточной области был развит культ солнца и огня. Священным религиозным символом юго-восточных народов был солнечный крест, который был символом как солнца, так и огня. У него было несколько вариантов. Солнце, по представлению индейцев, - доброе существо, дающее свет, тепло, землю, кукурузу и другие блага. Ему противопоставлялся некий злой дух, причина всего дурного-болезней, наводнений, военный неудач и пр.
Верили в загробное существование души в стране мертвых. Покойника хоронили в скорченном или вытянутом положении. В начале ноября индейцы чествовали души умерших: каждая семья оплакивала своих погибших родственников, после чего устраивали пиршество.
Многие юго-восточные народы занимались строительством курганов для создания священных или признанных ритуальных мест.