Несмотря на то, что с каждым годом все больше компаний регистрируют новые товарные знаки, некоторые компании до сих пор не до конца понимают, какие объекты можно зарегистрировать в качестве товарного знака. На самом деле практика показывает, что зарегистрировать как товарный знак можно широкий спектр объектов: от названия Вашей компании до фирменного цвета или звука. Мы хотим показать, что в каждой компании есть объекты, которые можно и даже нужно защищать. Эти объекты формируют образ и имидж Вашей компании, а значит, становятся лакомым кусочком для конкурентов. Регистрация товарного знака позволяет Вам запрещать незаконное использование Вашего обозначения конкурентами.
Если Вы не уверены, что в Вашей компании есть объекты, которые можно зарегистрировать в качестве товарного знака, то Вы можете обратиться к нашим специалистам для проведения аудита. Также аудит будет полезно провести компаниям с большим количеством объектов интеллектуальной собственности, чтобы детально разработать систему защиты комплекса объектов.
Каким образом проходит аудит:
1. Специалисты Z&G. Patent определяют объекты, которые относятся к интеллектуальной собственности (товарные знаки, коммерческие обозначения, промышленные образцы, полезные модели, изобретения, программы для ЭВМ, ноу-хау, объекты авторских прав, например, объекты дизайна, фотографии, статьи).
2. Затем специалисты Z&G. Patent разрабатывают рекомендации по защите объектов интеллектуальной собственности. Например, рекомендуют зарегистрировать товарные знаки, запатентовать объекты или разработки, ввести режим коммерческой тайны, разработать внутреннюю документацию и договоры для сотрудников, которые создают объекты творческим трудом.
3. После аудита Вы можете обратиться к специалистам Z&G. Patent для реализации рекомендаций.
А теперь перейдем к тому, какие объекты можно зарегистрировать как товарный знак. Важно отметить, что товарный знак является средством индивидуализации товаров или услуг. Значит, товарный знак должен быть уникальным и не похожим на зарегистрированные товарные знаки. Даже если товарный знак не идентичен, а схож до степени смешения, то в регистрации может быть отказано. Эти нормы касаются, как словесных обозначений, так и музыкальных, цветовых и иных. Решить данную проблему поможет предварительная проверка обозначения. Специалисты проверяют Ваше обозначение на тождество и сходство с зарегистрированными товарными знаками и обозначениями, которые поданы на регистрацию.
Какие товарные знаки могут быть?
1. Самый простой вариант – словесное обозначение. Вы можете зарегистрировать название компании, название продукта, серии продуктов, слоган и т.п. Не забывайте о предварительной проверке Вашего названия. Также обращаем внимание на то, что не все обозначения охраняются.
К неохраняемым элементам относятся:
— Указание на доменное имя («.ru», «.com» и т.п.).
— Указание на организационно-правовую форму («ООО», «ИП», «Фирма», «Компания», «Busines»)
— Описательные обозначения, которые указывают на сферу деятельности, вид товаров («Коровье молоко» для молочной продукции)
— Общепринятые символы или термины («Вольт» для электроники, «Нота» для музыкальных изделий)
Опыт Z&G. Patent
В нашей практике есть примеры регистрации словесного обозначения в качестве товарного знака: «BURDATA», «FORMULASPORT», «DETALINADOM.COM», «AVERSFIT», «VITAMUESLI», «ГРИГОРЬЕВСКИЕ САДЫ», «СЕРГЕЙ СВЕТЛАКОВ» и др.
2. Часто компании регистрируют не только слово, но и графический элемент. Это может быть сочетание графики и слова, а может быть только графика. Если Вы используете графический элемент и планируете зарегистрировать его в качестве товарного знака, то необходимо оформить передачу прав на объект с автором логотипа. С дизайнером нужно заключить договор, где указать, что исключительные права на созданный логотип переходят Вашей компании. Также готовый объект нужно принимать по акту приема-передачи. В сам документ нужно добавить изображение логотипа, чтобы в случае необходимости доказать, что именно этот объект был создан дизайнерами и права на него переданы Вашей компании.
Опыт Z&G. Patent
3. Этикетку товара тоже можно зарегистрировать в качестве товарного знака. Это менее распространенная форма, но она тоже возможна. Если Вам хочется защитить именно все элементы и совокупность данных элементов Вашей упаковки, то этот вариант Вам подойдет.
Опыт Z&G. Patent
В нашей практике есть опыт регистрации этикетки в качестве товарного знака. Для компании «Орский мясокомбинат» были зарегистрированы этикетки для тушенки и паштета. Охраняется сама этикетка, которая может использоваться на разных формах упаковки.
4. Примеров регистрации цветовых или звуковых товарных знаков достаточно мало. Зарегистрировать такие товарные знаки достаточно сложно, цвет и звук должны быть узнаваемы и ассоциироваться с продукцией данной марки. В практике нашей компании таких примеров нет. Обычно это крупные компании, которые достаточно долго доказывают право на регистрацию таких товарных знаков.
Этой статьей мы хотели показать, что товарный знак – это не только словесные обозначения. Зарегистрировать можно и графический логотип, и сочетание слова и графики, и этикетку, и даже цвет и звук. Регистрация товарного знака дает правообладателю защиту его обозначения от неправомерного использования. И если Вы можете защитить, например, Вашу этикетку, то почему бы этого не сделать?
Проверка товарного знака
Регистрация товарного знака