На Руси, как и сейчас, было известно о психически расстройствах. Некоторым с оными повезло, что их почитали как святых, в то время как другим действительно было весьма трудно выживать в то суровое время. Так задолго до появления психиатрии в средневековой России были свои методы борьбы с безумием.
Собор Василия Блаженного на Красной площади, один из самых иконографических символов России, на самом деле назван именно в честь психически больного человека. Святой Василий Блаженный считался одним из вышеупомянутых святых юродивых - безобидных, слабоумных людей, которые жили за счет благотворительности церквей и монастырей.
Не все святые дураки были простыми сумасшедшими, особенно с учетом социального статуса, присущий некоторым. После смерти Василия Блаженного (которого высоко ценили за аскетизм и отказ от материальных ценностей), сам Иван Грозный был одним из людей несших гроб. Среди святых глупцов было, конечно, несколько лжепророков и мошенников, которые использовали этот образ для обогащения. И были действительно невменяемые, которые, как говорили, страдали от «черной болезни».
Считалось, что такое состояние ума было вызвано проклятием, сглазом или одержимостью демонами. Тот, кого считали одержимым, часто подвергался экзорцизму, который в православии заключался в чтении молитвы над жертвой, окроплении святой водой и помазании маслом. Что касается светских властей, то долгое время они отказывались вмешиваться в лечение психически больных. Очень часто таких людей, родственники просто отдавали в монастырь, так как это было единственное пристанище для юродивых.
В монастыре, более спокойных отправляли работать в поле, но если они были безнадежны, их держали в цепях. Молитвы, монашеские правила и труд использовались в качестве «лекарств». Высокопоставленных слабоумных, особенно тех, кого поддерживают состоятельные родственники, не заставляли работать, а некоторым даже разрешалось оставлять своих слуг.
Если человек поборол психическое расстройство (либо от безумия, либо от питья), то он (или и его родственники) писали прошение в церковные власти, подтверждающее их вменяемость, и после осмотра они могли быть выпущены.