Многіе интересуются, кто авторъ новыхъ грифоновъ? Отвѣтъ простой — пресловутая компанія «Меандръ», которая разработала и посредственный проектъ реставраціи Большой Митридатской лѣстницы, изобилующій ошибками и эстетически ограбившій Керчь (но объ этомъ какъ-нибудь въ другой разъ). Конкретно приведённые эскизы подготовила нѣкая Коробовская, и критика будетъ касаться именно ихъ.
Исполнителемъ же грифоновъ выступилъ московскій скульпторъ Андрей Юрьевичъ Голубевъ. Причёмъ выборъ на него палъ послѣ установки въ Керчи памятника князю Глѣбу и игумену Никону его же авторства. Къ сожалѣнію, отходить отъ утверждённаго проекта возможности не было. Тѣмъ не менѣе, скульпторъ внёсъ рядъ небольшихъ корректировокъ, которыя улучшили результатъ. Прежде всего, рѣчь идётъ о мордахъ и клювахъ.
Есть рядъ замѣчаній къ проекту, которыя мы своевременно высказывали, но онѣ въ большинствѣ своёмъ перекочевали изъ эскиза въ конечную форму:
1. Грифоны хорошо смотрятся въ профиль и ужасно выглядятъ въ фасъ: они сдавлены. Достаточно было хотя бы немного развести крылья въ стороны, потому что по проекту они находятся въ неестественномъ положеніи: расправлены, но при этомъ прижаты къ тѣлу. То есть фотографироваться съ грифонами теперь желательно съ «правильнаго» ракурса.
2. Крылья малы для такого тѣла и вдобавокъ уменьшаютъ воспринимаемый объёмъ фигуръ, въ томъ числѣ при сравненіи съ грифонами Р. В. Сердюка.
3. Крылья не растутъ анатомически изъ тѣла, а словно придѣланы къ нему — впечатлѣніе инородности усиливаетъ ихъ положеніе, о чёмъ уже сказано въ п. 1.
4. Два грифона полностью идентичны (экономія «Меандръ»). Прежнія грифоны различались хотя бы поворотом головы, а хотѣлось бы видѣть ещё и разное положеніе крыльевъ и другіе индивидуальныя особенности. При этомъ то, что грифоны смотрятъ не на городъ, а другъ на друга, исторически достовѣрно, о чёмъ писалось въ отдѣльномъ тематическомъ матеріалѣ. Да, при подъёмѣ на лѣстницу это выглядитъ, возможно, хуже, но при спускѣ — гораздо лучше.
5. Переходъ отъ груди къ шеѣ ненормальный — какъ будто голова инородна. Да, грифонъ — миѳическое существо, объединяющее признаки льва, орла, ящера, но этотъ синтезъ долженъ быть естественнымъ, а не подчёркнуто дискретнымъ.
6. Старые грифоны выполнены въ суровомъ стилѣ, то есть стилизованномъ — это нѣкая иллюстрація, а не скульптура живого существа. Кому-то это нравится, но представляется, что это скорѣе недостатокъ, какъ и большинство упрощеній. Та же претензія — къ новымъ грифонамъ: это снова стилизація, а не попытка изобразить реалистичныхъ звѣрей.
7. Если керчанамъ нравится часто мѣнять грифоновъ, то матеріалъ выбранъ правильно: какой-то архитектурный бетонъ. Однако бронзовыя скульптуры были бы долговѣчными и могли бы легко просуществовать столѣтіе и больше. Предпочтеніе «Меандръ» отдала камню для соотвѣтствія оригинальнымъ дореволюціоннымъ изваяніямъ, которыя, молъ, тоже были каменными. Но они были высѣчены изъ твёрдой породы известняка. Это совсѣмъ не то же самое, что отливать форму. И если ужъ отливать, то лучше въ бронзѣ.
Но если говорить въ цѣломъ — и старые грифоны были неидеальны, и у новыхъ есть свои достоинства и недостатки. Больше грифоновъ красивыхъ и разныхъ въ Керчи можно лишь привѣтствовать.
Есть ещё одинъ важный вопросъ, который мы поднимали передъ компаніей «Меандръ» ещё въ 2017 году. Дѣло въ томъ, что проектъ лѣстницы изначально предусматривалъ 4 одинаковыя площадки подъ скульптуры: двѣ на первомъ ярусѣ, и двѣ на третьемъ. Такъ лѣстница и была построена. Тамъ можно было бы поставить копіи старыхъ совѣтскихъ грифоновъ, которые уже стали близки и узнаваемы каждому керчанину, ставъ однимъ изъ сѵмволовъ города. Вотъ такъ просто взять и убрать ихъ съ лѣстницы — это нехорошо. Тѣмъ болѣе, что и наличіе дополнительныхъ площадокъ позволяетъ сохранить старыхъ грифоновъ, и ихъ присутствіе оправдано съ точки зрѣнія архитектуры: тѣ, кто будетъ идти по Верхнемитридатской улицѣ къ возстановленному музею древностей (а это когда-нибудь обязательно произойдётъ) или отъ него, будутъ видѣть начало спуска на городскую площадь, обозначенное двумя скульптурами.
Ходаковскіе К. Н. и В. Н.