Найти тему
Дневник оптимиста

Советские автомобили. Довоенный ГАЗ-33.

Работа над ГАЗ-11-51 и наличие договорённости с американцами на поставку оборудования для производства ШРУСов для управляемого моста открыли возможность разработки сразу нескольких опытных двух- и трёхосных автомобилей с приводом на все колёса унифицированных с 51-й моделью. Среди них был и трёхосный ГАЗ-33.

Опытный ГАЗ-33 1939 года. Источник: http://denisovets.ru/gaz/gazprototips/GAZ33_1939year_5.jpg
Опытный ГАЗ-33 1939 года. Источник: http://denisovets.ru/gaz/gazprototips/GAZ33_1939year_5.jpg

Ведущим конструктором машины стал П.И. Мизюкин. Общее руководство осуществлял увлечённый созданием вездеходной техники — В.А. Грачёв. Опытная машина создавалась из освоенных в производстве узлов и представляла в соответствии с современной терминологией носитель агрегатов. К испытаниям образец подготовили осенью 39-го года.

Грузовик общей длиной 5,7 м имел базу 3,16 м, расстояние между осями задней тележки 1,1 м, в снаряженном виде весил 3,85 т. На него можно было нагрузить 3,5 т при движении по дороге со скоростью 65 км/час, 2,5 т без дороги. Предполагалось, что он сможет буксировать прицеп 2,3 т. Бензина в баке было 85 л при расходе на 100 км — 35 л.

Особенности конструкции ГАЗ-33.

  • Технологической оснастки и оборудования для новой цельнометаллической кабины, которую планировали ставить на ГАЗ-11-51, ещё не было. Кабину и капот применили ГАЗ-ММ. Она была двухместной и изготавливалась в комбинированном варианте. Крыша имела дерматиновую вставку на деревянной основе, цельное стекло с возможностью подъёма и фиксации и стеклоочиститель с вакуумным приводом только для водителя.
  • Световые приборы от «Эмки» устанавливались на крылья, форма которых так же была заимствована у легковушки.
  • Рама была оригинальной. К ней крепились мосты на четырёх рессорах. Заднюю тележку снабдили подрессорниками и сдвоенными колёсами. Применяли импортные шины размером 7,5х20 с рисунком типа «Ground Grip».
ГАЗ-33. Источник: http://denisovets.ru/gaz/gazprototips/GAZ33_1939year_3.jpg
ГАЗ-33. Источник: http://denisovets.ru/gaz/gazprototips/GAZ33_1939year_3.jpg
  • Двигатели ещё делали штучно в экспериментальном производстве. Для трёхосного вездехода решили попробовать «шестёрку» с алюминиевой головкой, которая по расчётам должна была выдавать 85 л.с. Мотор имел индекс ГАЗ-11А и являлся вариантом ГАЗ-11, который в дальнейшем стал основным двигателем военной техники и грузовиков ГАЗа.
  • От ГАЗ-ММ применили КПП. Она имела три передачи и реверс. Новая раздатка с демультипликатором обеспечивала включение и отключение переднего моста, отключение всех мостов и включение демультипликатора.
  • Карданная передача с опорой между двумя валами была аналогична ГАЗ-11-51. Средний мост проходного типа. Передний мост разработали заново, применив шарниры Рцеппа и шкворни американского производства. Ступицы снабдили нерегулируемыми подшипниками шарикового и роликового типа.
  • Между кабиной и деревянной платформой установили два колесодержателя, которые имели возможность откидываться в сторону.

Как проходили испытания ГАЗ-33?

Испытания всех новых вездеходов того времени проводили в Кубинке. Проходимость машина показала хорошую. Могла преодолевать брод 0,8 м, снежную целину до 0,6 м глубиной, подъём в 30 градусов по твёрдой поверхности, 25 — по песку и 20 — по траве. По пашне буксировала пушку.

Применение цепей типа «Оверолл» на задней тележке давало дополнительные возможности по преодолению тяжёлых участков. Вместе с этим двигатель оказался не достаточно «тяговитым». Была попытка применения мотора ЗИС-5, который имел меньшую мощность, но за счёт большего момента обеспечивал лучшую проходимость.

ГАЗ-33 с цепями "Оверолл" на задней тележке. Источник: https://autodrom31.ru/uploads/posts/2019-02/155122202615image029-2.jpg
ГАЗ-33 с цепями "Оверолл" на задней тележке. Источник: https://autodrom31.ru/uploads/posts/2019-02/155122202615image029-2.jpg

Узлы трансмиссии ГАЗ-ММ с более мощным мотором показали малый ресурс. Кроме того неудачным оказалось соотношение передаточных чисел узлов трансмиссии на бездорожье. Для получения равнопрочной конструкции, повышения проходимости и ресурса работы над автомобилем надо было продолжать, создавать новые узлы, модернизировать уже имеющиеся, однако война остановила все эти планы.

Позднее автомобиль и все материалы по нему было приказано передать в Москву для применения на ЗИС-151. На нём применили схему компоновки мостов, главную пару и дифференциал.

Вернуться к работе по созданию газовских вездеходов стало возможным только осенью 42-го года. На основе ранее полученного опыта и анализа зарубежных образцов был создан послевоенный ГАЗ-63, выпускавшийся более двух десятилетий.

-5

Другие публикации канала «Дневник оптимиста» можно увидеть здесь.

-6

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц