Помнится, комик Задорнов немало заработал, лаская наше национальное самолюбие: ну какие же эти иностранцы тупые! А вот мы – самые ловкие и умные…
Представляю, как он сам, по матери польский дворянин, потешался над своими слушателями. Крылатая гоголевская фраза «Чему смеетесь, над собою смеетесь!» здесь весьма к случаю.
Ведь это о нас наши же анекдоты:
Когда у европейца все нормально, то он доволен, хорошо работает и наслаждается покоем. Когда наступают грозные времена, он паникует.
Когда у русского все хорошо, то он бьет баклуши и страдает хеrней. Когда приходит беда, то он героически, титаническими усилиями и огромной ценой начинает решать проблемы.
Разве не так?
К чему я это все вспомнил? Попался на глаза заголовок – в стране с сотней миллионов человек населения ни одной смерти от коронавируса! Ни фига себе… Первая мысль русского человека – скрывают правду. Ведь насчет вранья начальства у нас опыт богатый.
Ан, нет. Похоже на правду. Статья в Яндексе была о Вьетнаме. Опубликована 30 апреля. Сегодня 31 мая. И как у них, у вьетнамцев с коронавирусом сегодня?
А все так же – ноль жертв пандемии. Обидно, однако. Выходит, они умнее, организованнее, дисциплинированнее нас. И руководство там на месте, не дураки.
Итак. Как же нашим бывшим младшим братьям это удалось?
Во Вьетнаме сегодня проживает уже более 97 миллионов человек. Представляете карту Вьетнама и карту России? Какая плотность населения! Но число зараженных за все время пандемии у них лишь 328 человек, а погибших по-прежнему НОЛЬ. Об этом удивленно сообщает CNN. Не удивляться нужно, а восхищаться.
Как и Россия, Вьетнам граничит с Китаем. В прошлом году гости из Китая составляли треть всех иностранцев, посетивших страну (почти 6 миллионов), что уже само по себе фактор риска распространения инфекции Made in China. Вьетнам – страна небогатая. Люди, особенно на селе, живут скудно. Система здравоохранения развита недостаточно.
Врачей на душу населения здесь относительно мало (8 на 10 000 чел. населения). У нас врачей намного больше. По количеству медиков на душу населения Россия, по информации ВОЗ, находилась в 2010 году на 5-м месте в мире (42 врача на каждые 10 тысяч россиян), в 2013 году оказалась уже на 8-м месте (по нашим данным, если считать по-русски, наверное, почему-то на 3-м месте) – 43 врача. Сегодня у нас все то же 8-е место, но врачей уже 37,4 на 10 000 человек населения.
Хотя злые языки поговаривают, что не все так гладко. Мол, «на Западе врачом называет только тех, кто непосредственно лечит пациентов. У нас же это и все так наз. организаторы здравоохранения: главные, замы, помзамы, оргметод, СЭС, ФОМС, МСЭ, страховые, фирмачи и т.д. В итоге на одного лечебника 7-8 нахлебников, контролеров и проверяльщиков (из Яндекса)». Но как ни считай, все равно в России в несколько раз больше врачей, чем во Вьетнаме.
Как же вьетнамцам удалось справиться с заразой? По мнению специалистов, основа вьетнамского успеха таится в комбинации факторов. Записывайте, российские губернаторы и городничие.
С самого начала они поняли, какая беда их ожидает. И начали всерьез готовиться заранее. Предупредили и своих земляков, разбросанных по всему миру. Например, когда чехи начали раскапывать в кладовках забытые швейные машинки, чтобы начать шить маски, местные вьетнамцы уже вовсю раздавали самодельные маски (мы как-то в марте писали об этом).
Правительство реагировало молниеносно, в значительной мере обеспечив успех. Подготовка началась за несколько недель до выявления первого случая заражения, когда еще даже не было подтверждено, что инфекция переносится с человека на человека.
В начале января начали в обязательном порядке мерить температуру у всех прибывающих в Ханой из Ухани. Людей с повышенной температурой немедленно изолировали, их состояние бдительно отслеживалось врачами.
«Не дожидаясь указаний от ВОЗ, уже в середине января, мы ввели жесткие меры: всех людей с подозрением на инфекцию, помещали в карантин прямо в аэропортах», - говорит Фам Кванг Тай из инфекционного отделения Национального института санитарии и эпидемиологии в Ханое.
23 января были выявлены два случая заражения коронавирусом – у китайца, проживающего во Вьетнаме, и его отца, приехавшего к сыну в гости. В этот же день были запрещены все авиарейсы в Ухань. 27 января на съезде компартии премьер заявил, что борьба с эпидемией – это та же война с врагом.
Уже три дня спустя была создана соответствующая Национальная комиссия. Напомним, что в этот день ВОЗ только впервые обозначила коронавирус опасным для здоровья в международном масштабе. 1 февраля во Вьетнаме было объявлено чрезвычайное эпидемическое положение. Уже было 6 случаев заражения. Отменили все авиасообщение с Китаем.
Со 2 февраля китайским гражданам перестали выдавать вьетнамские визы. Школы и вузы закрылись до мая. В местах выявления нескольких случаев инфицирования объявлялся карантин. В результате на 13 февраля было выявлено лишь 16 зараженных на всю страну. Затем три недели – ни одного случая.
Вторая волна пришла в марте. Инфекцию завезли вьетнамские граждане, вернувшиеся из-за границы. Тут же начали детально прослеживать все контакты пациента с другими людьми в последнее время. Всех контактеров изолировали, невзирая на результаты тестирования. Было выявлено около 100 000 человек, имеющих маломальские контакты с больницами – пациенты, медики, посетители родных, лежащих в больницах, их родственники.
Причем устанавливались не только прямые контакты, но и контакты второй очереди. Всех этих людей попросили не покидать дом и ни с кем не встречаться. При малейшем признаке заболевания их тестировали бесплатно. Участники прямых контактов с заразившимися людьми размещались в медучреждениях, отелях или воинских объектах.
Всего в карантине побывало 210 тысяч человек. То есть, изолировали заболевших и их контактеров, но не все население поголовно. В результате оказалось, что из числа первых 270 инфицированных у 43 человек вообще не было никаких первичных симптомов! Представляете, сколько бы человек они могли заразить, не будучи в карантине…
Телевидение и радио постоянно информировали людей о происходящем, рассказывали о мерах личной гигиены. Музыкальный видеоролик Минздрава на эту тему имел почти 49 млн показов.
«Эпидемия для Вьетнама – не новость. Люди осознают весь риск от эпидемий, в отличие от населения стран Запада. Поэтому они намного более дисциплинированны и ответственны», - говорит Гэй Твэйтес, руководитель Оксфордского университета клинических исследований в Хошимине.
Всего во Вьетнаме было выявлено 328 случаев заражения коронавирусом. От этой болезни страна не потеряла ни одного человека.