Найти тему
Музыкальный критик

Для чего нужен клавишник в рок-группе?

Во времена Новой Волны Британского Хэви Метала сложились почти все современные стереотипы о рок-группе. Вокалист, два гитариста, бас-гитарист и барабанщик - этот формат по сей день считается классическим. Вклад параллельно шедшей волны панк-рока и хардкора тоже сложно переоценить.

Современные молодые коллективы часто подвержены подобному влиянию. Соответственно, дополнительным инструментам там рады далеко не всегда. Что, в свою очередь вызывает у фанатов вопросы в духе “зачем нужен синтезатор, если всю работу делают гитары и ритм-секция?”. Сегодня я расскажу, для чего. Я перечислю три причины, почему клавишник необходим рок-группе.

Причина первая: разнообразие

Сколько различных звучаний вы можете накрутить на гитаре? Максимум, до чего вы додумаетесь - поставить ток-бокс. А вот количество звучаний даже на бюджетных синтезаторах редко бывает меньше ста - вопрос лишь в качестве. Соответственно, наличие в группе клавишника значительно расширяет методы решения художественных задач.

Есть даже группы, в которых клавишник играет едва ли не ведущую роль.

Причина вторая: дополнение инструментала

Следующий пункт многие упускают из виду. А зря. Так вот, можно просто нажимать пару клавиш, а можно создавать основу, в которой остальные инструменты звучат иначе. Я хочу сказать примерно следующее: варьируя пресеты, можно добиваться различных тонкостей в общем звучании и, соответственно, эмоций слушателя. Гитара на подобное способна далеко не всегда - а одном только разнообразии артикуляций далеко не уедешь.

Фуджимура-сенсей вновь пойдёт на превьюшку
Фуджимура-сенсей вновь пойдёт на превьюшку

Причина неочевидности этого момента довольно забавна. Подобные игрецы чаще всего бывают вида “недавно начал на гитаре, но в группе был чувак, играющий круче меня”. Соответственно, говорить об эффективности даже если и возможно, то точно не на ранних этапах.

Причина третья: свой взгляд на структуру композиций

В узкоспециализированных учебных заведениях (например, Musical Institute Japan) из студентов делают, прежде всего, композиторов, а уже потом клавишников. Дело в том, что на пианино научиться играть проще всего: ноты и октавы видно сразу, а количество артикуляций сведено к минимуму. А с развитием технических возможностей, подобные инструменты стали дешевле и функциональнее. Один из примеров ниже.

Соответственно, такой специалист не просто умеет “что-то там сыграть”. Он смотрит, прежде всего, на структуры партий инструментов, а также на их расположение относительно друг друга. Подобные знания неразрывно связаны с умением быстро определять, что уместно, а что - нет (творческим чутьем, если угодно). А если музыкант умеет только “что-то сыграть”, то это не клавишник, а просто персонаж с синтезатором.

Несколько синтезаторов и красивая улыбка с края сцены - это всего лишь то, что видит слушатель на концерте. Настоящие же причины присутствия в клавишника рок-группе куда глубже. Надеюсь, я вам их раскрыл. А ваше мнение я жду в комментариях. Подписываемся на канал и ставим лайки.