Найти тему
Таня Рязанова

Первый год на семейном образовании

Несколько месяцев назад Коля Жаров написал потрясающую статью про домашние роды от первого лица "отца-акушера". Статья удивительно сильная, искренняя, глубокая, чуткая, и в тоже время - по-мужски лаконичная и очень точная. Там есть целые абзацы, которые хочется цитировать бесконечно.
Вот один из них. Коля пишет: "Я знаю о таких родителях, выбирающих самостоятельные естественные роды, которые кидаются в другую крайность: раз это естественно, значит и готовиться особо не нужно. Типа, матушка-природа обо всем позаботится. Она, конечно, позаботится, но здравый смысл никто не отменял. Мне больше нравится другая пословица: «На Бога надейся, а сам не плошай». А то получается, что с врачей ответственность забрали, а на себя не взяли".
Эту фразу я вспоминаю очень часто. Правда, не про домашние роды, а про семейное образование. Многие родители, решая обучать детей самостоятельно, на самом деле просто переносят школу домой, со всеми её проверками/оценками/заданиями. Они снимают ответственность с учителей, но не торопятся взять её на себя. Одни пускают учебный процесс на самотёк, другие - перегружают ребёнка учебными материалами и проверочными заданиями. Ни то, ни другое не приносит результатов. Ни то, ни другое не учитывает потребности ребёнка и не помогает в его развитии. Ни то, ни другое не имеет никакого отношения к ответственности.

2017, Геленджик, Россия, фото из семейного архива
2017, Геленджик, Россия, фото из семейного архива


Наш старший сын на семейном образовании. Он сдал промежуточную аттестацию в школе и перешёл во второй класс. Он не лучший ученик в классе, у него неразборчивый и неряшливый почерк, у него нижняя граница нормы по технике чтения вслух. Но про себя он читает много, увлечённо и осмысленно (и хорошие книги!), он обожает энциклопедии и познавательные документальные фильмы об окружающем мире, животных и космосе. И самое главное - всему новому он учится с желанием, азартом и интересом. А много ли таких в школе? Кто в школу бежит за новыми знаниями, а не за общением и тусовкой?
Этот первый год на семейном образовании был учебным годом и для меня. И вот, чему он меня научил.

Вывод 1: не перегружать ребёнка.
Как это было: "Ну-ка, что они там проходят в школе за 6 часов? Всего-то? Да мы это сейчас за полчаса прочитаем!" Естественно, после нескольких дней таких получасовых уроков что-то внутри меня стало обеспокоенно возражать: "Давай дополнительно какой-нибудь фильм про круговорот воды в природе посмотрим? Или хотя бы две страницы задач порешаем? Ну или ещё одну тему пройдём? И ещё словарные слова повторим? И новой полезной книжкой добьём, а?"
Но моя лень победила, и наши "уроки" так и остались в режиме - полчаса раз в 2 дня. А потом я многое читала о том, как запредельная нагрузка блокирует учебный процесс, вырабатывается отвращение к учебе и эффективность начинает стремиться к нулю. В нашем же случае наши "рабочие полчаса" начали очень быстро приносить плоды. После каждой определённой учебной темы, в течение двух последующих дней (и после) мы с сыном касались её в разговорах, приводили какие-то примеры, что-то сравнивали и рассуждали. И я видела, как то, что два дня назад было непонятным и новым, усваивается, рассасывается, осознаётся, становится логичным, объяснимым и понятным. Не зазубренным. Это важно.

Вывод 2: не лишать ребёнка каникул и выходных.
Как это было: сын проходил промежуточную аттестацию за первое полугодие и показал не лучшие результаты. Я сказала директору: "Пусть он сейчас напишет, как знает, а за лето мы наверстаем то, что он не понял". И я тут же поняла, что сказала неправду. Ничего мы за лето не наверстаем. Потому что летом сын будет до ночи пропадать во дворе с друзьями, ещё у нас походы и сплавы на байдарках, ещё мы хотим скататься на машине на море и в горы, ещё у него лингвистический лагерь на месяц и тренировки в бассейне... Да мало ли что ещё может случиться за целое лето!
Нет, мы не будем зубрить там, где что-то недопоняли. Мы просто будем развиваться и учиться дальше. А "допонимание" придёт само, в процессе развития. Если, читая, в книгах ты миллион раз встретил слог "ЖИ", то с буквой "Ы" ты его уже никогда не напишешь. Это важно и естественно.

Вывод 3: не придавать значения оценкам.
Как это было: ещё в сентябре, когда Митя ходил в школу, он принёс с урока рисования рисунок. Я уже точно не вспомню, что там было. Осень, парк, деревья, листья. И оценка "4". Я спросила сына, как бы между прочим: "А почему 4?" Он равнодушно пожал плечами и сказал: "Я не знаю. Нам никому 5 не поставили". "А мне нравится," - сказала я.
Мне, правда, понравилось. А ещё понравилось то, как к этой оценке отнёсся сам Митя. В жизни это очень важно: и с плохими оценками, и с хорошими. Главное - не оценка, а тот, кто оценивает. Помните, как у Омара Хайяма: "Если подлый лекарство нальёт тебе — вылей! Если мудрый нальёт тебе яду — прими!" И если сейчас он не переживает из-за оценок, я думаю, в будущем он научится разбираться, к чьему мнению прислушиваться, а чьё - оставлять без внимания. Это важно.

Вывод 4: не напирать одинаково на все предметы.
Как это было: два года назад, когда мы ещё готовились впустить в нашу семью семейное образование, мне посчастливилось познакомиться и пообщаться с Игорем Моисеевичем Чапковским. Он сказал: "Что мы делаем, когда у ребёнка плохая успеваемость по каким-то предметам? Правильно, мы тащим его к репетиторам - по этим же предметам! Чего мы добиваемся? К этим предметам отвращение растёт, а на любимые предметы - ни времени, ни сил уже не остаётся. Что нужно делать? Нужно идти к репетиторам по тем предметам, которые ребёнку интересны".
В первом классе это нас практически не коснулось. Предметов мало, и все они пока, в основном, направлены на то, чтобы набить руку, научиться собирать логическую цепочку, сформировать привычку. Но уже сейчас я могу махнуть рукой на требуемую школой технику чтения, разрешив ребёнку читать про себя, но с желанием и удовольствием. Уже сейчас я могу отменить три недели спортивных тренировок в пользу трёх недель языковой практики. Невозможно одновременно успеть везде. И нужно уметь расставлять приоритеты. Это важно.

Вывод 5: не зацикливаться на школьной программе.
Как это было: в Гоа мы ехали на скутере к водопадам, и Митя как всегда предложил мне:" А давай поиграем в "Что нас окружает?" Правила простые: один загадывает название того, что видит, и говорит первую букву. А второй задаёт наводящие вопросы и пытается угадать слово. Я решила усложнить задачу: "А давай загадывать только прилагательные?" "Это как?" "Раньше мы загадывали предметы - дерево, мотоцикл, дом - это существительные. Они отвечают на вопросы "кто?" и "что?". А сейчас мы будем загадывать прилагательные, они описывают предметы, то есть отвечают на вопрос "какой?", "какая?" Небо - голубое, машина - быстрая, виноград - сладкий... Понятно?" С первого раза было совершенно непонятно. А потом со временем все части речи вот так в игре очень легко усвоились.
Я не знаю, в каком классе в школьной программе идут части речи. Я знаю, что мозг ребёнка легко впитывает и понимает то, что он уже готов понять. И отторгает то, до чего он ещё не дозрел. Поэтому каждому ребёнку важно учиться в своём темпе, и не существует никакой универсальной программы. И ещё, образование - это не только школьные предметы. Интеллектуальные настольные игры, выставки, спектакли, концерты, книги, фильмы, даже спорт и практика живого общения - всё это образование тоже.

Вывод 6: учиться вместе с ребёнком.
Как это было: однажды вечером в Гоа мы гуляли с друзьями вдоль моря. Как это часто бывает, компания растянулась на большое расстояние и разбилась на маленькие группки. Мы с Никитой ушли далеко вперёд и, оглянувшись, я увидела, что Митя идёт с Удэ, с нашим индийским другом, и они увлечённо о чём-то общаются. Они махали руками, смеялись, Митя что-то рисовал на песке палкой, они оба долго смотрели на рисунок, потом снова шли и разговаривали. Но Удэ не говорит по-русски, а мой сын не понимает английский.
Я смотрела на них и думала: нет, не долбить ребёнку в сотый раз одно и то же, не заставлять его снова и снова перечитывать непонятную главу в учебнике, не заставлять заучить правила, значения которых он не может понять. Помните, из нашего детства игра в пантомимы? Если мой ребёнок что-то не понял, значит, я объясняю неправильно. Значит, надо объяснять по-другому, или в другой обстановке, или в другое время... Искать, меняться, учиться, не перекладывать ответственность за образование на самого ребёнка. По крайней мере, сейчас, в начальной школе. Быть не учителем, а товарищем по учёбе. Может быть, только немного старшим.

Вывод 7: забыть всё, что рассказала про семейное образование Алина Дьякова. Это был очень неожиданный вывод. Пожалуй, в Ижевске никто лучше Алины не может рассказать о семейном образовании так полно, объёмно, ёмко, структурировано и юридически грамотно. Я была на семинаре Алины только один раз, но вышла с него с реальным пониманием дальнейших действий и своих родительских законных обязанностей и прав. А ещё - с колючим, напряжённым, неуютным, давящим ощущением, что СО - это борьба. С государством, с администрацией школы, учителями, родителями, соседями, со всеми неравнодушными людьми, кто, услышав про СО, сразу будет пытаться вернуть тебе рассудок.
Как это было на самом деле? Светлана Сергеевна, директор школы № 87, встретила наше решение перейти на семейное образование спокойно и рассудительно. Она рассказала, с какими сложностями мы столкнёмся, и как с ними справляться. Рассказала, на что нужно обращать внимание в поведении ребёнка, в его общении со сверстниками, в учебном процессе дома. Она сама подготовила договор о семейном образовании.
Завуч Елена Павловна проводила аттестации за первое полугодие. Она общалась с Митей очень доброжелательно и мягко. О всех его ошибках и промахах рассказала мне - объективно, адекватно и в отсутствие самого ребёнка. За второе полугодие Митя писал контрольные работы вместе с классом. Нам разрешили прийти пораньше, присутствовать на первых уроках, чтобы ребёнок меньше волновался и комфортнее чувствовал себя с классе с другими детьми. Результаты итоговых контрольных - не самые лучшие. Но никто не делает это примером моей педагогической безграмотности. Напротив, Елена Павловна подчёркивает, на что нужно обратить внимание, что нужно доработать, а за некоторые задания даже хвалит Митю!
К чему это? К тому, что нет никакого смысла болезненно привязываться к школе, в которой нет адекватных условий для семейного образования. Не подходит график аттестаций, ребёнка "заваливают" на экзаменах, не складываются отношения с учителями или администрацией школы? Смените школу. Для чего вообще эти конфликты, письма в министерства, требования и угрозы, доказательства чего-то там со ссылками на законы?.. Та самая борьба, к которой готовила нас Алина? Нет взаимопонимания и взаимоуважения - смените школу. В городе - сто школ, в окрестностях города - ещё пара десятков, а сколько дистанционных - не возьмусь сосчитать. Смените школу. Это просто.
Всех остальных советчиков - родственников, друзей, соседей, - решение вашей семьи вообще не должно касаться. Конечно, у них у каждого есть своё мнение по поводу семейного образования. Без проблем. Пусть поделятся. Выслушайте. И тут же забудьте. Какое вам до них дело?...

Ох, и длинный же получился пост. Но для меня - очень важный. Наш первый год в семейном образовании показал, что учиться можно легко и радостно - также как играть, путешествовать, жить. Просто образование должно быть внутри увлекательной и разнообразной жизни ребёнка, а не противопоставляться ей.