Автор
Что нужно студенту, чтобы сойти в научном сообществе «за своего»? Какие существуют новые тренды? Без чего публикация в реферируемом научном журнале (согласно требованиям индексируемом базами данных Scopus, WoS, ВАК и РИНЦ) не будет ни научной, ни публикацией?
В текущих реалиях все меняется слишком быстро. И как бы ни была консервативна и неповоротлива Академия – никто не знает, каким будет этот стандарт через несколько лет. Его будете писать в том числе и вы.
Что бы я посоветовала?
Пишите ясно. Не злоупотребляйте «умными» словами и «наукообразными» оборотами. Как говорил Льюис Кэрролл: «Алиса, никогда не произноси слова только за то, что они красивые и длинные. Говори только о том, что понимаешь!». Раньше «научные слова» и особый стиль написания были своеобразным «шибболетом», возможностью для представителей научного сообщества по этому знаку, как по ключу, отличить «своего», того, кто имел с ними схожий опыт (читал те же книги, участвовал в той же деятельности, слушал тех же преподавателей и ученых своего кружка). Сейчас пишут «не для своих».
А для кого сейчас пишут? Я не в курсе.
Раньше я бы сказала – сейчас пишут на междисциплинарную аудиторию и на широкую публику. А сейчас я ничего не скажу. Это вы скажите. Для кого вы пишете? Кто ваш читатель?
Правила игры изменились и изменяются прямо сейчас. Недостаточно просто «соблюдать правила» академического письма и получать за это «очки привилегий» в виде дискурсивной позиции (степени, звания, репутации), которая позволяет участвовать в переделке правил разговора научного сообщества. Можно переделывать уже сейчас и «от себя». Ученым (которые на переднем крае науки и занимаются реальными делами) некогда гадать свой или чужой, они в целом очень быстрые, гибкие и преадаптивные ребята. Им в первую очередь во всех отраслях науки важны не «шашечки», а «ехать». Если есть что-то важное, что они должны услышать для своей работы, они готовы взять эту полезную информацию от кого угодно и откуда угодно. Главное – чтобы она была, и была в ясном и понятном виде, и ее можно было перепроверить.
САММИТЮлия Евгеньевна Зайцева1 июня в 17:10 — 19:00Мастер-классИстория «о разбитом корыте», или Как НЕправильно читать сказки?УЧАСТВОВАТЬ
К идее перепроверки я вернусь, а пока хочу дать процедурный совет. Если поняли, кто ваш читатель, постарайтесь представить его детально, в виде конкретного представителя этой группы и пишите адресно. Пишите прямо ему. (Вот прямо сейчас я пишу тем ребятам, которые занимались со мной на курсе по выбору).
Это то, что делает ваше «письмо» и «публикацию» – коммуникацией, общением, а не имитационным знаком. А если у вас будет возможность, написав, дать прочитать черновик вашего текста этому (или похожему на него) человеку, то вы еще и проверите, насколько справились с поставленной задачей.
Третьим важным советом по академическому письму будет следующий. Пишите так, чтобы можно было усомниться. Научное письмо (коммуникация в целом) отличается от других социальных практик настроем на перепроверку высказанного. Я не в том смысле, что говорить надо неуверенно и сомневаясь. Я о том, что у слушающего должно возникать и право, и желание задавать вопросы.
Провоцируйте читателя уточнять, лезть к первоисточнику, вместе с вами сомневаться в выводах и перепроверять сочетание задач и инструментов их реализации.
Пусть он найдет ошибку в ваших рассуждениях, которую не нашли вы сами. Это не умалит вас как исследователя или автора текста, а даст больше шансов всем, ради кого вы проводите это исследования, получить работающий ответ на свой запрос.
И последний совет, пишите, когда это действительно нужно. Когда есть запрос, проблема, неизвестное, требующие изучения, описания, понимания, тогда не бойтесь писать и публиковать «глупое», «недостаточно значительное», «неидеальное», «лишь частично подтвердившее гипотезы». Но если вы пишете только потому, что этого требует сохранение или смена вашего статуса – то лучше не надо.
Наслаждайтесь академическим письмом – это рисковое, но невероятно осмысляющее мероприятие.
Автор
Зайцева Юлия Евгеньевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии факультета психологии, Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербург