Это вторая статья из серии трёх статей про цифровизацию энергетики.
Первая статья - об "умных" сетях.
В этой публикации речь идёт о цифровизации технологического процесса производства, передачи, распределения и продажи электроэнергии.
Если работу "железяк" - электрооборудования и сетей - автоматизирует SmartGrid, то работу "клерков" - бережливое производство.
Сама технология бережливого производства родилась в Японии и была предназначена для оптимизации работы конвейера и вообще типовых рабочих операций.
Базируется она на принципе "пять С":
1. Сортировка - это про создание порядка на рабочем месте
2. Соблюдение порядка - созданный порядок нужно соблюдать
3. Содержание в чистоте - не держать ничего ненужного
4. Стандартизация - любая однотипная операция должна быть описана и формализована в инструкцию.
5. Совершенствование - в буквальном переводе с японского – «воспитание» . Предела совершенству, как известно, нет.
В Японии технология прижилась и доказала свою эффективность. И действительно, как показала практика, при выполнении человеком однотипных операций его мозг отключается настолько, что эффективным становится нанесение надписи "Молоток" на все молотки.
У нас технология внедрена, например, на КамАЗе. Внедряют её и энергетики.
Основная цель бережливого производства - оптимизация рабочего времени. Юристы, бухгалтера, секретари, да вообще все сотрудники энергокомпании должны тратить меньше времени на единицу рабочей операции.
Например, время поиска нужного документа на компьютере ограничивается 50 секундами. Регламентируется всё, даже время поиска пассатижей на стеллаже.
Это неизбежно приводит к созданию правил на работе.
Правила наименования файлов и папок, правила сортировки документации, правила раскладки инструмента, правила рассадки сотрудников.
Рождаются эти правила не сразу, а в ходе внедрения "кайдзен-предложений".
Раньше это называлось рационализаторское предложение, а в народе "рацуха".
Но если рацухи были больше техническими усовершенствованиями, то кайдзен - более широкое понятие. Это вообще любое улучшение или оптимизация рабочего процесса.
Для улучшения правил и инструкций даже придумали модное название "реинжиниринг бизнес-процессов".
Имея в багаже свод таких правил легко запустить разные программы, облегчающие офисную работу: CRM-системы, электронный документооборот, корпоративный чат с прикрученным к нему облаком для хранения файлов и прочее.
Однако это не самое главное.
Бережливое производство, развёрнутое на производстве, это шаг к следующему этапу цифровизации.
О нём - в третьей статье цикла.
Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить обновления
....................................