Импрессионизм – это начало современного искусства. Того искусства, которое я не люблю. Поэтому импрессионизм мне интересен (да, потому что не люблю).
Основное отличие современного искусства от классического – это роль цвета. Картина состоит из рисунка и цвета. Классическое искусство основное внимание уделяло именно рисунку. Современное искусство отдало предпочтение цвету. Вот почему на картинах импрессионистов встречаются женщины с зеленым цветом кожи.
Конечно, для 19 века (века науки) одного упора на цвет было недостаточно. Поэтому наряду с цветом художники стали выдумывать концепции и подгонять их под свое творчество. Так импрессионисты настаивали, что их картины передают реальность через изменение, показывают то, как художник видит реальность через призму своих ощущений и переживаний.
Показателен в этом отношении реди-мейд. "Реди-мейд" – уже готовый объект искусства, художник не создаёт его, не рисует, не вояет. Что же художник делает? Называет что-либо предметом искусства. Всё. Современные художники это такие люди, специальностью которых является наклеивание ярлыка "искусство" на любой хлам. Вот что говорил Дюшан: "Реди-мейд – это произведение искусства, не нуждающееся в художнике для своего создания".
Итак, цвет и концептуальность – две теоретические основы современного искусства. Но что стало объективной причиной, которая привела к этим теоретическим положениям?
Популярной является такая теория: современное искусство появилось как ответ на изобретение и широкое применение фотографии.
Конкуренция с фотографией означала для художников, что простой передачи сходства, например, между лицом человека и его портретом уже недостаточно. С этим фотография могла справиться лучше всякого художника. Что же оставалось? Передавать не просто объект, но и ощущения, переживания, впечатления художника.
В этой теории есть правда, но только ее часть. Причина появления импрессионизма в том, что искусство, как живопись, так и фотография, стали рынком. Середина 19 века – это период расцвета капитализма, который подчинял своим законам все стороны жизни человека и общества.
Капитализм предполагает конкуренцию, а для конкуренции не имеет значения какими способами будет достигнута главная цель – извлечение прибыли. Условием извлечения прибыли является скорость оборота капитала. Вот почему скорость стала фетишем, вот почему так напряжённо живём сейчас и мы.
Фотография выигрывала конкуренцию из-за своей скорости. Художники из-за этого проигрывали. В этом противоречии у французских художников (и не только у них, кстати, но они самые известные) родилась идея "скорописи". Логика простая: что самое затратное по времени при работе над картиной? Рисунок. Поэтому от рисунка как основы отказались. Но чем заменить рисунок? Цветом, просто потому, что ничего больше не остаётся.
Но была ещё одна проблема. Цвет несёт в себе информации гораздо меньше чем рисунок. Конкурентным преимуществом художников всегда было своё, уникальное, обусловленное видением конкретного художника отношение к жизни. Как это донести через цвет? Почти невозможно. Что остаётся? Придумать идею картины. Рисуете жёлтый круг, утверждаете, что это солнце, а отсутствие других объектов на картине выдаёте за идею "сосредоточьтесь на солнце, оно – первооснова жизни". Так были положены основы того, что называется сейчас концептуальным искусством.
- * *
Еще одно соображение. С развитием капитализма стало понятно: возвращать всю прибыль в производство нельзя, потому что это ведет к снижению общей нормы прибыли. Что делать? Правильно, сжигать деньги. Ну, мы же люди цивилизованные, а не варвары. Поэтому сжигание денег приобрело цивилизованную форму: коллекционирование. Кстати, реклама и блогинг возникли из-за этих же процессов.
Итак, появилась возможность тратить ненужные капитализму деньги на коллекционирование. Для этого необходимо было, чтобы возникло массовое искусство. Что значит массовое? Это значит, что создавать произведения “искусства” должно как можно большее количество художников. А это в свою очередь требовало, чтобы само искусство стало проще. Почему? Потому что много хороших художников, с классическими навыками, школой не бывает. Следовательно, надо было перейти от сложных форм к простым.
Все началось с импрессионизма. Рисунок исчез, его заменил цвет. Но в имрессионизме все же сохранялась классическая школа (это не в смысле рисования древнегреческих мифов, а в смысле навыков). Но импрессионизм все же проще в исполнении. С течением лет импрессионизм сам упростился и выродился в кубизм, футуризм, абстрактный экспрессионизм и т.п. Теперь художником может быть всякий. Цель капитализма достигнута.
- * *
Книгу о торговцах картинами должен прочитать каждый, кто думает, что любит современное искусство. Почему? Ну хотя бы для того, чтобы узнать, кто же научил людей это искусство "любить".
Торговцы картинами, если люди о них вообще задумываются, представляются обычными "торгашами", ну что-то типа тех, кто продает фрукты на углу дома. Но это не так.
Отличительная особенность торговцев картинами, тип которых сложился в 19 в., состоит в том, что они не просто продавали картины, но формировали спрос на них. Способов было множество. Дюран-Рюэль издавал журнал об искусстве. Кто-то покупал положительные рецензии в журналах и газетах. Кто-то подделывал свидетельства, подтверждающие подлинность картин. А кто-то не гнушался добавлять "недостающие" элементы к картинам после смерти художника.
Короче, людей учили "любить" искусство. И именно современное. Почему? Потому что его было много, очень много, потрясающе много по сравнению с картинами старых мастеров. На руку торговцам было и то, что современные художники – живые, а значит с них можно требовать много, очень много, потрясающе много новых картин.
"Это бизнес, детка!". Вот что такое современное искусство. Не так, что бизнес захватил искусство. Нет. Как на заводе производят башмаки, так и торговцы производят картины, художники только "рабочие руки".