Программа Реновация (г. Москва)
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «РЕНОВАЦИЯ»
Программа реновации была принята Правительством Москвы в 2017 году и рассчитана до 2032 года . В ходе осуществления указанной программы будут снесены более 5170 многоквартирных домов , где проживают более одного миллиона граждан. В связи с чем, повышенную актуальность обретает проблема правового регулирования отношений, возникающих при осуществлении строительства жилья, в ходе реализации программы реновации. Прежде всего, это связанно с массовым нарушением прав и законных интересов граждан, а также с масштабами реализации данной программы.
Строительство устойчивого и комфортного жилья является одной из задач и одновременно приоритетным средством реализации проекта по реновации жилищного фонда в г. Москве. Цель проекта состоит в том, чтобы, во-первых, обеспечить стабильное развитие жилых территорий, во-вторых, создать благоприятную среду для жизнедеятельности людей, и, в-третьих, проводить полное обновление среды проживания граждан. Снос многоквартирных домов, перечень которых был утвержден Постановлением Правительства Москвы, и предоставление участникам программы нового равнозначного жилья – это основной способ обеспечения граждан достойным жильем в рамках программы «Реновация» . Правовое регулирование отношений, связанных с осуществлением проекта программы реновации жилищного фонда в г. Москве, на наш взгляд, имеет сложный и неоднозначный характер.
Важно сказать об осуществлении учета мнения граждан.
В соответствующем Постановлении Правительства сказано, что, когда все собственники квартиры или ее части, а также наниматели по договору социального найма не участвовали в голосовании, тогда их голоса, а значит, и их квартира будет считаться в подведении итогов голосования как квартира, которая проголосовала "за включение" многоквартирного дома в программу «Реновация», что, по нашему мнению, противоречит ст. 35 Конституции Российской Федерации.
Если в многоквартирном доме количество квартир, принявших участие в голосовании и проголосовавших как «за включение» многоквартирного дома в проект реновации, будет больше 2/3 от общего числа квартир в этом многоквартирном доме, тогда можно будет считать, что указанный дом, граждане поддержали для того, чтобы включить его в проект программы «Реновация». Также рассматриваются другие случаи. Например, если в голосовании будет участвовать только определенная часть собственников квартиры и (или) нанимателей по договору социального найма, то при подсчете голосов, будет учитываться мнение только тех, кто принял участие в голосовании. В остальных случаях по одной квартире будет приниматься простое большинство мнений, а если мнения будут равно распределены, тогда голосование по такой квартире не будет учитываться и при подведении итогов голосования она не будет приниматься во внимание. На наш взгляд, данный способ определения и учета мнения граждан не может быть применен в сфере отношений, которые затрагивают конституционные интересы и права граждан. Простое большинство голосов не должно определять судьбу собственности того или иного гражданина, участника программы реновации.
Представляется, что необходимо выработать новый механизм голосования, при котором каждый гражданин сможет лично определять судьбу своей собственности. Также важно установить контроль над процедурой учета мнения граждан, и безусловно, не учитывать голоса граждан, как «за включение» своего дома в программу реновации, которые вовсе не принимали участие в процедуре голосования.
Привести нормы, регулирующие отношения в сфере реновации, в соответствие с Конституцией Российской Федерации.