Про женщин часто говорят, что они не совершили никаких открытий, не сделали ни малейшего вклада в науку, не писали хороших книг и не рисовали картин.
А что, если женщины все это делали? Просто их достижения присваивали себе мужчины.
Делимся с вами десятью историями о том, как мужчины выдавали за свое то, что было сделано женщинами.
Игра «Монополия» Элизабет Мэги
Элизабет – американская разработчица игр, дочь антимонопольного политика, создала игру «Земледелец», которая была призвана показать, какие нежелательные эффекты приносит монополия на землю и как земельный налог помогает с ними справиться. Внешним видом игра Мэги не сильно отличалась от знакомой нам «Монополии» – это была доска, с написанными на ней улицами и объектами для купли-продажи.
Игра быстро завоевала популярность, и в 1903 году Мэги получила на нее патент, который закончился в 1921. Тогда Элизабет запатентовала новую версию этой игры – с двумя «режимами», что, возможно, являлось попыткой восстановить на игру свои права, ведь многие студенты колледжа вместо покупки просто копировали игру самостоятельно.
А в 1930 году безработный Чарльз Дэрроу, изменил несколько правил «Земледельца», назвал игру «Монополией» и продал права на нее «Parker Brothers». После компания выкупила и патент Мэги – ведь сложно было не догадаться, что «Монополия» просто слегка измененная копия «Земледельца», однако, уже совсем скоро Дэрроу стал именоваться единственным создателем игры, а возмущенная Элизабет уже ничего не могла сделать – права принадлежали одному Чарльзу Дэрроу.
Литературное наследие Зельды Фицжеральд
Зельда Сайре (ставшая впоследствии Фицжеральд) еще в 20-е годы начала писать небольшие статьи и журнальные очерки. Ее творчество хорошо покупалось и публиковалось, однако, вся ее связь с литературным миром осуществлялась через издателей Скотта. Муж настаивал на том, чтобы все ее работы публиковались не под ее именем, а в соавторстве с ним, а один ее очерк для Saturday Evening Post как-то раз и вовсе был опубликован под именем всемирно известного Скотта.
И Зельде не нравилось подобное отношение к своей работе. Когда вышел роман Фицжеральда «Прекрасные и проклятые» Зельда написала для критической статьи:
«Мне кажется, что на одной из страниц я узнала буквальные отрывки из своего старого дневника, который таинственно пропал сразу после свадьбы, а также обрывки писем, которые, хоть и прошли через значительные изменения, все же кажутся мне подозрительно знакомыми. Возможно, мистер Фицджеральд считает, что плагиаризм должен начинаться дома».
Письма же, которые «пишет» героиня Николь Драйвер, героиня романа Фицжеральда «Ночь нежна» были скопированы с того, что Зельда присылала мужу, когда лежала в клинике.
Открытие половых хромосом Нетти Стивенс
Нетти Стивенс была одной из первых женщин, занимающихся такой наукой, как генетика. Именно она, занимаясь исследованием мучных червей, обнаружила наличие половых хромосом – X и Y – и смогла их выделить. В те годы считалось, что на пол ребенка влияют окружающая среда, питание матери, время зачатия и прочее, тогда как Нетти смогла понять, что пол определяется выделенными ей хромосомами.
Однако, большинство современных учебников биологии называют первым исследователям половых хромосом Томаса Моргана, бывший деканом факультета биологии, где училась Нетти. Морган получил за свои исследования Нобелевскую премию, а на смерть Нетти опубликовал весьма пренебрежительный некролог, где отзывался о ней как о лаборантке, а не как об ученой:
«Из всех аспирантов, которые у меня были в течение последних двенадцати лет, никто не был настолько способен вести самостоятельные исследования, как мисс Стивенс…».
Однако, даже бывший декан факультета, цитолог Эдмунд Уилсон, признавал огромную роль Нетти в исследовании половых хромосом: он даже отредактировал свою работу, когда Нетти первой узнала о том, что женщины имеют две X-хромосомы.
Картины Маргарет Кин
Маргарет писала картины, которые набирали в обществе большую популярность, однако, была вынуждена продавать их под именем второго мужа Уолтера из-за того, что общество в начале XX века еще предвзято относилась к искусству, которое творили женщины.
Вначале Маргарет это устраивало, но, после развода супругов и открытого заявления художницы об авторстве картин, Уолтер отказался признавать то, что картины писал не он, и Маргарет подала на мужа в суд.
Во время слушанья судья попросил обе стороны написать картину – характерный для Маргарет портрет ребенка с большими глазами. Уолтер отказался, сославшись на боли в руке, Маргарет же написала его меньше, чем за час.
А, после того, как апелляционный суд изменил размер компенсационной выплаты для Маргарет, она не стала подавать иск повторно.
«Мне не нужны деньги, – сказала она. – Я только хотела, чтобы все знали, что картины были моими».
Пульсары Джоселин Белл Бернелл
Джоселин была аспиранткой в Кембридже, когда, изучая для своей работы данные самописцев в поисках необычных сигналов. Тогда она и заметила странные, повторяющиеся сигналы, не похожие на помехи и относящиеся к одному участку неба.
Ее научный руководитель, Хьюиш, поначалу посчитал, что сигналы имеют рукотворную природу, однако, Белл Бернелл уговорила его продолжить исследования, уверенная, что сигналы исходят от какой-то звезды.
Именно так она открыла пульсары, вращающиеся нейтронные звезды с магнитным полем, источники мощных радио-, оптических, рентгеновских или гамма- излучений.
Джоселин и Хьюиш отправили об открытии две статьи в Nature, имя Хьюиша стояло в статье первым. А в 1974 году Хьюиша вместе с еще одним коллегой наградили Нобелевской премией, причем касательно Хьюиша упоминалась именно его ключевая роль в открытии пульсаров. Белл в качестве сополучателя указана не была.
Многие физики резко осудили подобное решение Нобелевской комиссии, и Джоселин в последствии она получила множество признаний и наград. Однако самую важную для каждого ученого – Нобелевку – ее научный руководитель присвоил себе.
Что еще почитать по теме:
10+1 изобретения, придуманные женщинами: часть 1 и часть 2