Когда человек думает о суперкарах – настоящей необузданной экзотике – он в первую очередь вспоминает машины, сделанные в Италии, Германии и Великобритании. Некоторые, правда, родом из других стран, однако они все равно находятся в Европе: Bugatti – во Франции, Koenigsegg – в Швеции, Spyker – в Нидерландах. Японцам тоже иногда удается встряхнуть рынок такими моделями как Acura NSX и Lexus LFA. Американцы, как оказалось, тоже не лыком шиты.
Ну прежде всего вспомним «обычных подозреваемых», производимых Большой Тройкой из Детройта. Некоторые модификации Chevrolet Corvette – ZR1 и Z06 – доказали свою способность держаться в темпе лучших европейских образцов. Dodge Viper с огромным 8,4-литровым V10 также демонстрирует, что в Chrysler работают ярые автоэнтузиасты. А Ford GT возрождает дух давно ушедших десятилетий, когда этот самый автомобиль обыгрывал Ferrari на ее же собственном поле. Тем не менее, несколько величайших суперкаров Америки были продуктами независимых стартапов.
Некоторые оказались однодневками, о которых вы даже не слышали, а вот кое-кто прочно вошел в историю. Итак, давайте вспомним малоизвестные суперкары, воплощенные в буйном стиле благодаря великой американской изобретательности.
Vector W8 TwinTurbo. История американских суперкаров начинается с Vector. Компания была основана в Калифорнии в 1971 году Джерри Вигертом, однако производство Vector W8 началось лишь в 1989 году. Машина выглядела как герой научно-фантастического фильма и была оснащена расточенным до 6 литров малым блоком Chevy с парой прикрученных турбин. Мощность составляла 625 л. с. Несмотря на 3-ступенчатый автомат (смехотворный по сегодняшним стандартам), W8 мог разгоняться до 100 км/ч за 4,2 секунды и достигать 354 км/ч.
В то время Vector стоил 450 000 долларов. Это более 800 000 долларов в переводе на сегодняшние деньги или примерно два Lamborghini Aventador. Кстати, это не единственная связь Lamborghini с Vector. Оба производителя суперкаров в начале 90-х годов были приобретены индонезийской компанией Megatech. Она заменила W8 на M12 (на базе Diablo). 17 экземпляров Vector M12 сошли с конвейера, прежде чем Megatech продал Lamborghini бренду Audi, а Vector, тем временем, разорился. Вигерт предпринял как минимум две попытки реанимировать компанию, но безуспешно, и Vector (как и многие другие посвященные спорткарам стартапы) был выброшен на свалку истории.
Mosler MT900. Mosler базировался во Флориде. Его дизайн был гораздо более «деловым». Компания начиналась как Consulier, но впоследствии адаптировала имя основателя Уоррена Мослера. Это были одни из прекраснейших суперкаров, когда-либо производимых в Америке.
Consulier GTP 1985 года был переименован в Mosler Intruder и Raptor и оставался в производстве (сначала с турбочетверкой от Chrysler, а затем с малым блоком GM V8) до 2000 года, когда его заменил Mosler MT900. Автомобиль был построен вокруг углеволоконного шасси с V8 посередине. Имея вес всего 1175 кг, Mosler ускорялся до 100 км/ч за 3,5 секунды и проходил четверть мили за 12 секунд.
Более могучий MT900S появился в 2003 году и имел уже 435 л. с., а потом и вовсе 600 л. с., что сократило спринт до сотни до 3,1 секунды. Многочисленные гоночные версии соревновались во множестве гоночных серий, однако гражданских машин было выпущено всего несколько десятков. В 2013 году производство было свернуто.
Shelby Series 1. Легендарный Кэрролл Шелби связан с одними из самых выдающихся машин Америки. Наследие, которое он оставил, можно увидеть в Shelby Cobra и Daytona, Ford GT40, Dodge Viper и отдельных масл-карах. Однако невозможно забыть Series 1.
Задуманный в качестве духовного наследника Cobra, Series 1 появился на свет в конце 90-х. Он был упакован «оборудованием» General Motors. 4-литровый V8 был заимствован у Oldsmobile Aurora, приборная панель – у Pontiac, аудиосистема – у Buick.
Форма была чистым Shelby: двухместным переднемоторным заднеприводным родстером. Автомобиль имел всего 320 л. с., но незначительный вес в 1202 кг помогал ему ускоряться до 100 км/ч за приличные 4,4 секунды и набирать 273 км/ч. Только 249 экземпляров были выпущены, прежде чем права на производство были переданы другим людям, после чего еще какое-то количество машин увидело свет в виде киткаров.
Saleen S7. По аналогии с Shelby, бизнес Saleen принципиально построен вокруг тюнинга Mustang. Но на этом сходства двух марок не заканчиваются. Saleen тоже однажды построил свой суперкар, однако он был совершенно иным...
Saleen S7 был адекватным среднемоторным суперкаром, который генерировал столько прижимной силы, что якобы мог ехать по тоннелю вниз головой со скоростью 257 км/ч. Сомневаемся, что кто-нибудь пробовал. Мощность исходила из «фордовского» V8, расточенного до 7 литров (550 л. с.). Этого было достаточно, чтобы катапультировать углеволоконную экзотику с дверями-крыльями бабочки до 100 км/ч за 3,3 секунды и набирать 354 км/ч.
Впоследствии Saleen сделал версию с двойным турбонаддувом мощностью 750 л. с. В характеристике разгона стояли 2,8 секунды, а максимальная скорость приближалась к 400 км/ч. Существовали версии и с 1000 л. с.
Производство шло с 2000 по 2006 годы (по 2009 год для турбомодели). В 2008 году Saleen представил концепт S5S Raptor, но так и не запустил его в серию.
Devon GTX. Один из самых странных американских суперкаров в списке был, к сожалению, и одним из самых недолговечных. Devon GTX был представлен в 2009 году на базе второго поколения Dodge Viper. Донор был настолько тщательно переоформлен, что Devon смело можно считать отдельной машиной.
Классические пропорции и необычные детали привлекают достаточно внимания. Под углеволоконным кузовом размещался 8,4-литровый V10 мощностью 650 л. с. План состоял в ежегодном выпуске 36 экземпляров по цене полмиллиона долларов. Однако этот план был поставлен под угрозу, когда Chrysler решил снять Viper с производства в 2010 году. Devon предложил взять на себя оптовую торговлю, но этого было недостаточно. В итоге мы потеряли не только Viper (который возродился в 2013 году), но и Devon GTX. В итоге лишь два прототипа увидели свет. Один из них несколько лет назад был продан с аукциона за 200 000 долларов.
Rossion Q1. Rossion Q1 начинался не как американский суперкар, однако им он закончился. Несмотря на 3-литровый V6, это подлинный суперкар. Свою жизнь он начал как Noble M400 авторства легендарного британского гуру по шасси Ли Ноубла и производился с 2004 года в ЮАР. В 2007 году американская компания Rossion Automotive приобрела права, купила вышеупомянутый Mosler и перевезла рабочий процесс во Флориду.
«Фордовский» V6 расположен посередине и с помощью одной турбины выдает 508 л. с., передаваемых на заднюю ось посредством 6-ступенчатой МКП Getrag и дифференциала Quaife. Поскольку весь автомобиль с карбоно-кевларовым кузовом весит всего 1043 кг, он разгоняется до 100 км/ч за 2,8 секунды и набирает 314 км/ч. Это все цифры суперкаров, и пусть машина была разработана в Векликобритании и изначально производилась в ЮАР, гордится ей именно Америка.
SSC Tuatara. Чуть более 10 лет назад Shelby SuperCars решили победить Bugatti Veyron в его собственной игре. Однако вместо сложного инжиниринга, на который сделал ставку Bugatti, SSC выбрали гораздо более легкий путь.
Стартап из штата Вашингтон спроектировал среднемоторный суперкар, который легко можно перепутать с сотнями других, которые приходили и уходили на протяжении последних лет. Финансировалось это все из карманов богатых энтузиастов, которые возомнили себя очередными Ферруччо Ламборгини. Машина питалась от малого блока Chevy V8, который модифицировался и перенастраивался в течение всей жизни модели, названной Aero. Первая версия от 2004 года имела 6,2 литра объема и выдавала внушительные 782 л. с. Финальный Ultimate Aero XT появился в 2013 году и имел уже 6,9 литров и 1 300 л. с.
SSC и Ultimate Aero бодались с Bugatti многие годы. После того как Veyron в 2005 году установил рекорд в 407 км/ч, американский суперкар поднял планку до 412 км/ч в 2007 году, вынудив Bugatti разработать Veyron SuperSport, отобравший рекорд, разогнавшись до 415 км/ч. Джерод Шелби (не имеющий отношения к Кэрроллу) намеревался вернуться с более продвинутым Tuatara и сделал это!
SSC North America дразнили нас этим суперкаром с 2011 года, когда на Дубайском международном автошоу был представлен концепт. 9 лет спустя в Филадельфии дебютировала серийная модель с ведущим в классе коэффициентом лобового сопротивления 0,279.
По словам главного дизайнера Джейсона Кастриоты, гиперкар сохраняет одинаковый аэробаланс от 160 до 500 км/ч. Bugatti уже набирал 480 км/ч, хотя максимальная скорость серии Super Sport по соображениям безопасности будет ограничена на отметке 440 км/ч.
Всего будет собрано 100 экземпляров. Мощность равна 1350 л. с. или же 1750 л. с. на биоэтаноле. 5,9-литровый твин-турбо V8 спарен с 7-ступенчатой трансмиссией, которая в режиме Track переключает передачи быстрее, чем за 100 миллисекунд.
Hennessey Venom F5. Мы не могли рассказать историю американского суперкара, не упомянув Venom – возможно самый быстрый автомобиль в мире. Предыдущая модель GT базировалась на Lotus Exige, но была радикально модифицирована, чтобы адаптироваться к старомодным американским «мускулам». 7-литровый твин-турбо V8 первоначально выдавал 1 244 л.с., а затем и вовсе 1 451 л. с.
Такая животная мощь, подкрепленная низким весом, делала продукт Hennessey идеальным претендентом на рекордные скорости. В 2014 году он разогнался до 435 км/ч. Открытый Venom GT Spyder осилил 427 км/ч, став попутно самым быстрым кабриолетом в мире. Эти цифры не были засчитаны как официальный рекорд, поскольку были достигнуты только в одном направлении, да и объемы производства модели слишком низки. Тем не менее, книга рекордов Гиннесса отметила Venom GT как автомобиль, быстрее всех разогнавшийся до 300 км/ч. Он сделал это за едва ли правдоподобные 13,63 секунды.
Новый гиперкар от Hennessey – Venom F5 – был построен опять же с одной единственной целью – стать самым быстрым автомобилем в мире Что ж, у американцев получилось. Максимальная скорость машины превышает 300 миль/ч (480 км/ч). Чтобы достичь таких чудовищных показателей, команде Hennessey Special Vehicles пришлось придумать новый дизайн, разработать новое шасси и углеволоконный кузов.
«Мы ожидаем, что Venom F5, названный в честь самых мощных торнадо, станет первым дорожным автомобилем, чья скорость превысит 300 миль/ч. Мы тесно сотрудничали с Pennzoil и успешно добрались до финишной прямой», — комментирует генеральный директор Джон Хеннесси.
Новый твин-турбо V8, сопряженный с 7-ступенчатой коробкой передач, транслирует 1600 л. с. на задние колеса. Сочетание высокой мощности, низкого лобового сопротивления и легкого веса (1 338 кг) позволяет гиперкару ускоряться до 300 км/ч менее чем за 10 секунд, что делает Venom F5 быстрее болида Формулы-1.
Разгон от нуля до 400 км/ч и снова до нуля осуществляется менее чем за 30 секунд, и это просто абсурдно. Таким образом в этом упражнении Venom не только унизил Bugatti Chiron с показателем 42 секунды, но и оставил не у дел 36-секундную попытку Koenigsegg Agera RS.
Какова же цена за все это удовольствие? Более 1,6 млн долларов. Автопроизводитель планирует выпустить лишь 24 машины.
Мы не увидимся, если в будущем Hennessey поедет еще быстрее, а параллельно с ним будут развиваться другие потрясающие суперкары (возможно из Америки). Такова природа американской изобретательности и их жажда скорости. Поэтому следите за новостями, ибо история американского суперкара еще далека от завершения!