Я преклоняюсь перед людьми, живущими в России, не имеющими сверхдоходов и при этом одевающихся стильно, трендово и модно. Я знаю, что одинаково хорошо одетые девушки из Москвы или Нью-Йорка (Милана, Лондона, Дублина, любого крупного западного города), даже если каким-то чудом потратили на это одинаковую сумму денег, времени и нервов затратили точно несоизмеримое количество.
Нет, не потому что у нас джинсы можно достать только у спекулянтов. А потому что, как это ни печально, в наш масс-маркет завозят другой ассортимент, чем в европейские или американские магазины. И качество его тоже разнится. Мое любимое занятие - покупать свитера из 100% альпаки на рождественских распродажах в h&m. Долларов за 10-15, не больше. Можно ли представить себе такое в Москве? Врядли.
Несомненно, и к нам привозят что-то стоящее, но каждый поход в условную Zara или h&m превращается в квест по поиску иголки в стоге сена, а выходить из магазина приходится наэлектризованным - столько полиэстера собрано в одном месте.
С люксом дела обстоят ещё печальнее, подвалы Bosco ломятся от нераспроданных за бешеные деньги вещей, но Куснерович бьет себя кулаком в грудь и утверждает, что пусть это барахло лучше сгниет, чем он позволит распродать его со скидками. ЦУМ уже давно известен тем, что там встречается палёнка, а в их стоках - тот же аттракцион, что и в дешевых магазинах, среди гор старых тряпок, которые не просто last season, а уже граничат с ретро, нужно исхитриться и найти что-то стоящее и может даже не поддельное. Это не невозможно, но придётся попотеть. Вообще все наши аутлеты - настоящая народная забава по поиску реальных скидок и вещей не из начала нулевых. Есть исключения, бесспорно, но их мало.
Раньше был выход - интернет-шопинг, Farfetch и Net-a-porter, где цены были поприятнее, чем в российском оффлайне, а уж когда скидки, так это вообще было райское место, но, спасибо госпоже Айсель Трудель, владелице aizel ru, теперь там особо не разойдёшься.
Ну и последний бич российского ритейла - переоцененые в разы бренды а-ля Michael Kors, Tommy Hilfiger, Levi’s, Calvin Klein, Guess и прочее. Все, что стоит за границей смешных денег, у нас продают и позиционируют чуть ли не как люкс.
Как в этот же самый момент обстоят дела в Европе и Америке?
Не говоря о том, что в целом там больше доступных дизайнеров и магазинов (до сих пор не понимаю, почему в России нет &other stories, например), там существуют реальные распродажи, когда летом и зимой скидывают цены на предыдущие коллекции, а не на то, что было модно, когда нам было по семь лет. До сих пор вспоминаю, как после своих модельных поездок в Милан я вывозила по 40 килограммов новой одежды и обуви.
В аутлетах дела обстоят аналогично, и хотя там тоже встречаются древние экспонаты, это скорее исключение.
Кроме того, существуют такие магазины, как Macy’s (мой любимый, конечно, тот, что на 34 улице), 21 Century, даже здесь, в Дублине, есть похожая сетка - TK maxx. Во всех этих магазинах перманентно проходят распродажи. И если в Macy’s на каждом этаже под это отведён отдельный угол, все остальные - сплошные стоки.
Ну и вишенка на торте простого и приятного потребления - sample sales. В Нью-Йорке эти мероприятия проходят 365 дней в году, и я не слышала о такой тотальной распродаже разве что у Chanel или Louis Vuitton, все остальное продаётся со скидками до 95% и раскупается подчистую.
Поэтому, когда я слышу критику в сторону людей, самовыражающихся в помощью одежды у нас в стране, мне хочется удивленно приподнять бровь, ведь молодым и стильным у нас быть ох как непротсто, сбор достойного лука, не выезжая за пределы страны и не потратив миллион, требует самоорганизации, терпения и тонкого чувства вкуса, что дано далеко не каждому.