Тревожная молодость. СССР, 1955. Режиссеры Александр Алов и Владимир Наумов. Сценаристы Владимир Беляев, Михаил Блейман (по мотивам трилогии В.Беляева "Старая крепость"). Актеры: Александр Суснин, Леня Цыпляков, Михаил Крамар, Олесь Рудковский, Тамара Логинова, Света Величко, Николай Рыбников, Орест Кирст, Сергей Гурзо, Николай Крючков, Григорий Гай, Борис Бабочкин и др. 24,4 миллионов зрителей за первый год демонстрации.
В год выхода дебютного фильма А. Алова и В. Наумова «Тревожная молодость» зрители и пресса приняли его тепло.
К примеру, киновед и сценарист Семен Фрейлих (1920-2005) в журнале «Искусство кино» об этом фильме писал так: «Картина отнюдь не совершенна по форме, в ней есть некоторая угловатость, заметны промахи в решении отдельных образов. Но все это сторицей окупается другим: свежестью прочтения темы, великолепным ощущением материала, лирикой, которая пронизывает все произведение. В картине есть пафос, мы ощущаем в ней личность художников» (Фрейлих, 1955). Фрейлих С. Тема и талант: «Тревожная молодость» // Искусство кино. 1955. № 6.
Впрочем, в «Краткой истории советского кино» отмечалось, что «актерское … решение главных ролей в «Тревожной молодости», к сожалению, оказалось не на высоком уровне. Возможно, здесь подвел типажный принцип подбора исполнителей. В результате психологически наиболее убедительный и достоверный образ фильма – это предатель и диверсант Котька Григоренко в исполнении Николая Рыбникова» (Грошев и др., 1969: 410). Грошев А. и др. Краткая история советского кино. М.: Искусство, 1969.
Сегодняшние зрители о «Тревожной молодости» вспоминают редко, что в принципе понятно, так как дебютную работу А. Алова и В. Наумова очень скоро отбросили в тень их нашумевшие фильмы «Павел Корчагин», «Мир входящему», «Бег» и «Тегеран-43»…
Александр Федоров, 2020
Правда - хорошо, а счастье – лучше. СССР, 1952. Режиссеры Сергей Алексеев, Борис Никольский (по одноименной пьесе А.Н.Островского). Актеры: Николай Рыжов, Евдокия Турчанинова, Валерия Новак, Варвара Рыжова, Александр Карцев, Александр Сашин-Никольский и др. 22,7 миллионов зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Сергей Алексеев (1896-1969) поставил 7 полнометражных игровых фильмов (в основном это были фильмы-спектакли), из которых в тысячу самых популярных советских фильмов вошел только фильм-спектакль «Правда - хорошо, а счастье – лучше».
Режиссер Борис Никольский (1894-1962) был режиссером спектакля «Правда - хорошо, а счастье – лучше», поставленного в Малом театре.
Эту экранизацию комедии А.Н. Островского, снятую в период так называемого «малокартинья», зрители теперь вспоминают редко, но она ценна тем, что запечатлела на пленке манеру театральной игры актерской школы столичного Малого театра…
Александр Федоров, 2020