Есть в моей коллекции такие вроде бы ничем не примечательные пластинки, которые в один из дней, после долгого пребывания на "скамейке запасных", вдруг "прилипают" к блину проигрывателя и не спешат занимать своё место на полке по целой неделе.
Таков альбом Song of the Black Knight, записанный более сорока лет назад (- издан в 1978 г.) силами творческого коллектива The New York Jazz Quartet.
Ну, по большому счету, альбом как альбом. Создан на излёте или даже уже после кончины классического периода джаза. Звучит, скорее, как ностальгия по "золотой эпохе", чем музыкальный манифест... Так ведь я поэтому его и включил в свою коллекцию!
Здесь - маститый, великолепный саксофонист, флейтист Фрэнк Уэсс, игравший с Каунтом Бэйси, Ли Морганом, Рэем Чарльзом, аккомпанировавший Арете Франклин и Саре Воэн, записавший прекрасные диски с Латифом, Барреллом, Фостером... Собственно, именно из-за него я и приобрёл этот "сонетовский" виниловый оригинал.
Аргументом "за" покупку стало и имя пианиста квартета, сэра Роланда Ханны, тонко чувствующего партнеров музыканта, игравшего и с Бенни Гудманом, и с Кенни Барреллом, и с Чарли Мингусом, что конечно же ещё раз говорит о его невероятной творческой гибкости!
Надо сказать, все ожидания оправдались в полной мере. Однако, настоящим открытием стал здесь Джордж Мраз, играющий на контрабасе. - Великолепные длинные мелодичные соло, которые я не люблю в других случаях, здесь оказались подлинным украшением, "изюминками" всего альбома! И музыканты ансамбля, чувствуя это и создавая деликатные звуковые "фрэймы", чаще выпускают своего "басового" коллегу вперёд. - Правильно решение!
Барабанами и перкуссией заведует Ричард Прэтт, о котором не могу сказать ничего плохого, правда, криков восторга он тоже не вызвал.
Слушания Song of the Black Knight начались в самоизоляции и пока продолжаются. Ниже выкладываю заглавную, "темповую" композицию, открывающую альбом. Испанские мотивы, страсть, движение. Соло Ханны в духе Чика Кориа. Правда, Фрэнк Уэсс играет здесь на альт-саксофоне. Но тенор в этом номере вряд ли пригодился бы. Уж слишком он для таких эволюций неповоротлив. Альт, кажется, гораздо уместнее, динамичнее, гибче. - Всё ж не дрова колоть собрались! Куда нам огромный топорище? Шустрый, вёрткий томогавк в руке - самое то!
Пьес "помягче" в Ю-Тьюбе найти не смог. Однако, и остальные, "балладные" номера заслуживают аплодисментов.
***
Ну, как же я люблю музыку молодого Бирели Лагрена! Особенно его "живые", концертные записи.
Сегодня с огромным удовольствием переслушал его выступление в клубе "Krokodil" (1980 г), выпущенное в свет в виде винилового альбома Routes to Django. - Свежее настроение, резвость жеребёнка на майском лугу и бесконечное синее небо над головой!
Вот, послушайте. Здесь Бирели (соло-гитара) с отцом (ритм-гитара), в составе квинтета. Знаменитая тема All of Me. Маленький Бирели великолепно солирует не только на гитаре, но и на контрабасе!
Потихоньку буду рассказывать о виниловых пластинках из моей коллекции. Присоединяйтесь! Будет интересно!
Искренне Ваш, Лев.
Ещё о джазе, о пяти великолепных джазовых пластинках из моего винилового собрания - здесь! - "Джаз по порядку номеров: удовольствие по нарастающей!"
Слушайте! Читайте!