Болезнь Лайма может иметь необычные проявления. Врачи и общественность должны быть осведомлены о его различных проявлениях, поскольку люди проводят все больше времени на улице в теплую погоду, а также в районах, где встречаются клещи-переносчики. Три статьи в CMAJ (Canadian Medical Association Journal) описывают смертельный случай у 37-летнего мужчины, атипичные поражения кожи и сердечные аномалии у 56-летней женщины и тяжелые неврологические симптомы у 4-летнего мальчика, они же иллюстрируют разнообразие клинических проявлений болезни Лайма.
Болезнь Лайма может повлиять на сердце и называется Лайм-кардит, что может привести к серьезным нарушениям сердечного ритма в небольшой группе людей. Клиницисты должны быть осведомлены о возможности возникновения Лайм-кардит у людей с атриовентрикулярной сердечной блокадой, особенно в тех местах, где болезнь Лайма является эндемической. У пациентов может быть сыпь. Раннее лечение антибиотиками рекомендуется во избежание осложнений даже до подтверждения диагноза.
Смертельный случай болезни Лайма у ранее здорового 37-летнего мужчины иллюстрирует проблемы диагностики болезни Лайма при отсутствии классических симптомов. Первоначально пациент обратился к своему семейному врачу с симптомами, похожими на грипп, включая лихорадку, боль в горле, заложенность носа и мигрирующие боли в суставах. Несколькими неделями ранее он контактировал с клещами, но не помнил, чтобы его кусали. Его врач заподозрил вирусную инфекцию, но симптомы у пациента исчезли.
Через несколько недель у него началось сердцебиение, одышка и дискомфорт в груди, и его отправили в отделение неотложной помощи. Была заподозрена болезнь Лайма, так как электрокардиография (ЭКГ) показала полную блокаду сердца. Он был госпитализирован и началось лечение Лайм-кардита, но его состояние быстро ухудшилось. Клиницисты не смогли переломить течение болезни, и он умер. Результаты серологии подтвердили болезнь Лайма, а вскрытие показало признаки Лайм-кардита.
«Диагноз Лайм-кардита основан на клинических подозрениях и серологии, соответствующих острой болезни Лайма. К сожалению, диагностика может быть отложена во время обработки серологии, и клиническое подозрение должно направлять эмпирическое лечение. Учитывая, что ранняя диагностика является клинической, клиницисты могут игнорировать случаи, особенно когда болезнь Лайма перемещается в новые географические районы».
доктор Милена Семпрони, сотрудник отдела инфекционных заболеваний в Университете Манитобы и Регионального управления здравоохранения Виннипега, Виннипег, Манитоба.
В подозреваемых случаях Лайм-кардита пациентам необходимо срочно сделать ЭКГ и начать принимать антибиотики, не дожидаясь серологического подтверждения.
Авторы отмечают, что серьезные нарушения сердечного ритма и внезапная сердечная смерть могут возникать у небольшой группы пациентов, хотя это встречается редко. В 10 других североамериканских случаях внезапной сердечной смерти, связанных с Лайм-кардитом, описанных в литературе, 8 пациентов были мужчинами, и эти случаи имели место в период с июня по ноябрь, когда клещи активны.
Хотя сыпь «бычий глаз» обычно считается признаком болезни Лайма, в некоторых случаях она выглядит совсем необычно. Поэтому была опубликована статья о пациентке с большой красной сыпью (мигрирующая эритема), болями и ознобом, у которой после второго посещения по поводу учащенного сердцебиения был обнаружен Лайм-кардит. Пациентка восстановилась после лечения антибиотиками.
56-летняя женщина обратилась в отделение неотложной помощи с новым четко выраженным эритематозным пятном на правой ключичной области, миалгией и ознобом. Пациентке был назначен цефалексин врачом отделения неотложной помощи; однако пациентка вернулась через 15 дней с учащенным сердцебиением и головокружением. Она вспомнила возможный укус клеща во время бега на свежем воздухе в регионе, эндемичном для болезни Лайма. Результаты электрокардиографии развились до блока атриовентрикулярной (AV) первой степени с интервалом PR 400 мс. Тогда она была госпитализирована с подозрением на болезнь Лайма. Она быстро получила лечение цефтриаксоном (2 г в день), вводимым внутривенно. Не было обнаружено никаких признаков инфильтративного заболевания или других важных данных о последующей эхокардиографии и магнитно-резонансной томографии сердца.
Несмотря на внутривенное введение антибиотиков, нарушения проводимости пациентки прогрессировали до AV блокады второй степени к пятому дню госпитализации. Однако после 9 дней лечения антибиотиками внутривенно результаты электрокардиографии развились до AV блокады первой степени с проводимостью 1: 1 при стресс-тестировании до 164 ударов / мин. Тогда врачи изменили антибиотик на пероральный доксициклин (100 мг два раза в день) для 21-дневного общего курса антибиотикотерапии. Серологические исследования подтвердили положительные результаты для иммуноферментного анализа с использованием иммуноглобулина Лайма (Ig) M / IgG и вестерн-блота. Электрокардиография, проведенная через 6 недель после выписки из стационара, показала нормальный синусовый ритм и интервал PR.
Учитывая, что большинство нарушений проводимости, вызванных кардитом Лайма, устраняются с помощью соответствующей антибиотикотерапии, распознавание атипичных дерматологических проявлений в контексте Лайм-кардита предотвращает ненужную постоянную имплантацию кардиостимулятора этим молодым и в остальном здоровым людям.
Третья статья описывает 4-летнего мальчика, который поступил в больницу с лихорадкой, рвотой, недомоганием, атаксией и афазией. В статье описывается дифференциальная диагностика и исследования, которые в итоге привели к диагностике болезни Лайма (нейроборрелиоза). Мальчик полностью восстановился после лечения антибиотиками.
В конце декабря здоровый 4-летний мальчик был доставлен в больницу после 3 дней заложенности носа и 2 дней лихорадки, рвоты, недомогания, атаксии и афазии. Пациент имел историю болезни косолапости. Он еще не получил прививки и вакцину против сезонного гриппа. По прибытии его жизненные показатели были нормальными, но у него была атаксия. Остальная часть его неврологического и физического обследования была нормальной. Там не было никакой жесткости, клонуса голеностопного сустава и рефлекс Бабинского был отрицательным.
Острый вирусный энцефалит может иметь лихорадку и неврологический дефицит. Поэтому врачи начали внутривенное введение ацикловира и цефтриаксона, чтобы обеспечить эмпирическое покрытие энцефалита, вызванного вирусом простого герпеса (ВПГ) и бактериальным менингитом, соответственно. Инсульт, как геморрагический, так и ишемический, и опухоли головного мозга были бы видны при визуализации, поэтому они же планировали магнитно-резонансную томографию (МРТ) головы, но вскоре после поступления состояние пациента ухудшилось. У него развился нистагм, тремор, гиперрефлексия с клонусом голеностопного сустава, положительный правосторонний рефлекс Бабинского и недержание мочи. Были отмечены судорогоподобные движения, и ему дали лоразепам.
Срочное КТ было сделано, чтобы исключить внутричерепное кровоизлияние или занимающее место повреждение как причину его острого неврологического ухудшения. Люмбальная пункция была необходима для постановки диагноза инфекционный менингит или энцефалит, который заподозрили после КТ головы. Образец спинномозговой жидкости (CSF) был прозрачным и бесцветным с лимфоцитарным плеоцитозом. Бактериальная культура CSF не показала роста. Результаты полимеразной цепной реакции (ПЦР) CSF для HSV1, HSV2 и вируса ветряной оспы, энтеровируса и пареховируса были отрицательными. Поэтому было прекращено лечение ацикловиром. МРТ головного мозга показало некротический, негеморрагический менингоэнцефалит. Дальнейшие исследования включали электроэнцефалографию, электрокардиографию, эхокардиографию и УЗИ брюшной полости, которые были нормальными. После допроса его родители поделились фотографией сыпи, которая появилась 4 месяца назад.
За четыре месяца до обращения в больницу пациент был осмотрен в клинике неотложной помощи с множественными распространенными эритематозными пятнами, появившимися 5 днями ранее. Поражения появились после 2 дней лихорадки и рвоты. В то время в анамнезе не было головной боли, асимметрии лица, зрительных изменений, слабости, сердцебиения, одышки при физической нагрузке или поражении суставов. Он играл в лесистой местности на местной ферме, но не помнил об укусе клеща. Лихорадка и поражения кожи были диагностированы как мультиформная эритема, которая полностью прошла через месяц после их появления. Токсическое поражение лекарствами может вызвать мультиформную эритему; тем не менее, пациент не принимал лекарств. Мультиформные поражения эритемы обычно не более 1–2 см в диаметре, не увеличиваются и часто появляются на ладонях и подошвах, в отличие от этого пациента. Там не было никаких респираторных симптомов, чтобы предположить пневмонию, связанную с M. pneumoniae.
Периферическое серологическое исследование Лайма было реактивным и включало иммуноблоты иммуноглобулина G (IgG) и иммуноглобулина M (IgM). Полимеразная цепная реакция CSF для видов Borrelia была отрицательной; однако этот тест имеет очень низкую чувствительность, и поэтому этот результат не изменил диагноз. К сожалению, не было достаточно CSF для тестирования на интратекальную продукцию антител против Borrelia. Серологическое исследование сыворотки также было реактивным в отношении Bartonella henselaeIgG с помощью иммунофлуоресцентного анализа (титр 1: 256) и EBV IgM, но нереактивный для EBV IgG. Объясняется это постоянным контактом с кошками в домашних условиях и склонностью к болезни Лайма вызывать ложно-реактивную серологию для других инфекций, таких как ВЭБ. Клиническая картина пациента не соответствовала менингоэнцефалиту, связанному с B. henselae. К пятому дню введения цефтриаксона внутривенно было улучшение, а к седьмому дню он вернулся к исходному уровню. Пациент закончил курс внутривенного введения цефтриаксона амбулаторно.
Читать еще:
Что нужно знать, если вам назначили антидепрессанты и как избавиться от побочных эффектов.
50% пациентов с COVID-19 заразны после избавления от симптомов в течение 8 дней.