Воспользоваться упрощенной процедурой оформления детских выплат, заявления на которые начали принимать в мае, один из родителей может в корыстных целях, указывает уполномоченный по правам ребенка в Челябинской области. Там предлагают предусмотреть дополнительные механизмы защиты, например, указывать в заявлении информацию о том, с кем фактически живет ребенок, или вовсе ограничить отцов в возможности просить о назначении выплат. Опрошенные изданием юристы подтверждают, что упрощенный механизм действительно создает дополнительные риски, однако ввести вспомогательные механизмы невозможно, не «утяжелив» саму процедуру, поэтому тем, кто столкнется с несправедливостью, нужно будет помогать постфактум. Подробнее — в материале «Известий».
Успеть первым
О спорной ситуации с оформлением дополнительной единовременной выплаты на ребенка на днях сообщили в аппарате детского омбудсмена в Челябинской области.
— Мы получили заявление от женщины, которая рассказала, что ее супруг, с которым они находятся на стадии развода, подал заявление на получение выплат в размере 10 тыс. рублей на двух детей, и, по ее мнению, есть риск того, что деньги будут направлены на другие цели, — рассказала уполномоченный по правам ребенка в Челябинской области Евгения Майорова «Известиям».
О том, что заявление уже подано, мать детей, по ее словам, узнала в Пенсионном фонде, когда хотела прояснить порядок получения пособия. После этого она обратилась в аппарат детского омбудсмена, однако чиновники не смогли приостановить рассмотрение заявления или отозвать его — по существующим правилам, претендовать на оформление выплат могут оба родителя и, если каждый захочет подать собственное заявление, приоритет будет за тем, кто обратился первым.
Напомним, что дополнительные выплаты для детей были предусмотрены в качестве меры поддержки на фоне кризиса, вызванного пандемией коронавируса. В том числе дополнительные пособия в размере около 5 тыс. рублей положены семьям, в которых доход каждого родителя составляет меньше одного прожиточного минимума — деньги будут выплачиваться в течение трех месяцев.
На разовую поддержку в размере 10 тыс. рублей могут рассчитывать семьи, в которых ребенок достигнет 16-летнего возраста до 1 июля 2020 года. Об этом объявил Владимир Путин в одном из своих обращений, состоявшемся 11 мая. Тогда же соответствующий указ был опубликован на сайте правительства РФ.
«Единовременная выплата в размере 10 тыс. рублей осуществляется начиная c 1 июня 2020 года гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации, на каждого рожденного (усыновленного) ребенка в возрасте от 3 до 16 лет, имеющего гражданство Российской Федерации, при условии достижения ребенком возраста 16 лет до 1 июля 2020 года», — говорится в документе, опубликованном на сайте кабмина. Сама выплата будет оформляться с 1 июня и до октября.
Всего, по оценкам Минтруда, претендовать на получение поддержки могут около 22 млн детей. В пресс-службе Минкомсвязи сообщили, что к понедельнику, 18 мая, россияне подали около 7 млн заявлений с просьбой назначить выплаты 10 млн детей.
Выплата в 10 тыс. рублей предусмотрена на каждого ребенка и может быть оформлена дистанционно в упрощенном порядке. Заявление оформляется сразу на всех детей, подать его можно на сайте госуслуг, в МФЦ или через Пенсионный фонд. Для этого необходимо иметь под рукой свидетельство о рождении ребенка, СНИЛС заявителя и реквизиты для перечисления оплаты, ранее писали «Известия».
Никакой дополнительной информации о родителях предоставлять не требуется. В сопроводительной записке подчеркивается, что рассмотрение должно производиться в течение пяти дней, а оформление выплаты — в течение трех дней.
Тем, кому нужнее
После того как о случае в Челябинске написали СМИ, отец двух детей сам связался с региональным уполномоченным по правам человека. Во время Skype-приема, который состоялся 21 мая, мужчина пообещал потратить полученные деньги на детей, согласовав направление трат с матерью, говорит Евгения Майорова. Однако она не исключает, что спорные ситуации будут возникать и дальше.
— Конечно, это было сделано для того, чтобы максимально упростить и ускорить процесс, но, мне кажется, сейчас важно, чтобы помощь в итоге получили те, кто в ней действительно нуждается, — отмечает Евгения Майорова. — Поэтому мы предлагаем предусмотреть дополнительные защитные механизмы. В том числе предусмотреть возможность указывать в заявлении, с кем фактически проживают и кем обеспечиваются дети.
В числе других предложений — возможность ограничить подачу заявлений отцами, не имеющими статуса отца-одиночки, если мать детей жива и не лишена родительских прав (однако этот вариант в самом аппарате омбудсмена признают очень спорным), а также механизм «неавтоматической выплаты», который можно было бы задействовать в спорных ситуациях.
Предложения были, по словам регионального омбудсмена, направлены на имя премьер-министра Михаила Мишустина и сенатора от Свердловской области Маргариты Павловой.
Положиться на семью
Вероятность того, что кто-то из родителей оформит выплату в корыстных целях, не исключена, однако дополнительные механизмы существенно усложнят процесс, что приведет к возникновению сложностей для значительно большего числа людей, полагают опрошенные «Известиями» юристы.
— Мне кажется, что тут есть два варианта — либо мы рассматриваем семью как один субъект в отношениях с государством, мы понимаем, что у нас есть равенство прав и обязанностей родителей по воспитанию и содержанию детей. Они равны, и государство к ним относится как к равным. А дальше есть уже внутренние правоотношения между родителями. То есть либо мы берем и усложняем процедуру, либо говорим о том, что нет, есть отношения родителей с государством, а есть их внутренние правоотношения между собой, в которых государство может встать на ту или иную сторону, — считает юрист, основатель общественного движения «Права родителей» Виктория Дергунова.
Кроме того, по ее мнению, в условиях большого количества обращений чиновники просто не смогут в досудебном порядке эффективно определять достоверность сведений о том, с кем именно проживают дети.
Сегодня российское законодательство признает равенство прав и обязанностей родителей в отношении детей, в том числе в процессе или после развода, и, исходя из этого, предложение лишать отцов возможности подавать заявление на оформление выплат будет незаконным, напоминает адвокат по семейным делам Андрей Сарычев.
— Кроме того, в Гражданском законодательстве предполагается добросовестность деятельности его участников. Это значит, что предполагается, что папа, написав заявление на ребенка, потратит их именно на ребенка. И априори обвинять его в обратном в этом случае нельзя. Другое дело, что я, например, считаю правильным законодательно закрепить приоритет за тем, с кем ребенок проживает, но это мое личное мнение — по закону сейчас права двух родителей равны, — отмечает он.
Оценивая степень рисков, нужно понимать, что речь идет об антикризисной оперативной мере, к тому же с коротким сроком действия — и разрабатывать под нее дополнительные механизмы, по мнению эксперта, неоправданно.
Разложить на точки
Родители должны быть в состоянии договориться об оформлении выплаты самостоятельно, полагает многодетный отец Владимир Акимкин.
— Если этого не произошло и выплату они не поделили, вот тогда должно вмешаться государство, но превентивные меры из-за отдельных случаев, мне кажется, излишни, получается, что из-за этого пострадают и многие другие семьи, — считает собеседник издания.
Хотя подать заявление может любой родитель, по факту выплату должен получить тот, с кем дети проживают на данный момент, признает специалист по семейным делам, адвокат Московской коллегии адвокатов Sed Lex Вера Ефремова.
Однако большое количество уже поданных заявлений свидетельствует о том, что помощь нужна прежде всего оперативно, поэтому усложнять процесс подачи заявления, по мнению собеседницы «Известий», сейчас нельзя: «Если мы начнем уходить дальше в дебри, и увеличивать количество документов либо количество информации, которую нужно указать, а государственным органам проверить, то мы будем очень долго ждать, хотя выплаты эти многим нужны были еще в апреле, а у нас и так уже май заканчивается».
При этом в российском законодательстве уже существуют ограничительные механизмы, которые можно было бы позаимствовать в данном случае, например инструменты, которые уже предусмотрены при оформлении стандартных детских выплат, но их применение существенно «утяжелит» процедуру, сделает ее длительной и трудоемкой, полагают специалисты по семейным делам.
— Почему не использовать для этого механизм, который действует при оформлении материнского капитала — подать на него отец может в ряде случаев, например если мать признана недееспособной или лишена родительских прав, — рассказывает Виктория Дергунова, — Но тогда родителям нужно будет собирать пакет подтверждающих документов для того, чтобы подать на оформление выплаты.
Принцип «первенства» в подаче заявления, безусловно, приведет к возникновению определенного числа конфликтных ситуаций, признает Андрей Сарычев. Но, сходятся во мнении эксперты, в масштабах общего числа заявлений ситуации, в которых реально потребуется вмешательство чиновников, будут относительно немногочисленны, и решать их эффективнее в индивидуальном порядке. Например, через обращение в органы социальной опеки или через суд, который, по мнению собеседников издания, в данном случае должен встать на сторону родителя, в реальности живущего с ребенком.