Одной из достопримечательностей Пекина является городской парк «Таожаньтин».
Дословно название парка переводится как «Общественный парк при беседке, в которой столь приятно». Иногда название переводят как «Хмельная беседка», «Беседка опьянения», «Беседка приятности и веселья».
История его возникновения уходит в прошлые века.
Из истории
Первые упоминания о поселениях китайцев на этой территории относятся к 3 веку до н. э. Парк был разбит в Х веке, но вначале на его территории находился только сад. Впоследствии, в период царствования императоров династии Юань, тут построили монастырь Милосердия и Сострадания, посвященный китайской богине милосердия Цыбей Ань.
В 1695 году, в 34 год правления императора Канси, на территории монастыря появилась небольшая беседка. Ее создатель Цзян Цзао назвал ее «Таожань» (Благодушная). Во времена царствования императоров династии Цинь парк открыли для публики. Благодаря удаленности от города и чудным пейзажам, парк и беседка вскоре стали излюбленным местом для встреч ученых, философов, поэтов.
Беседка в этом парке не раз становилась пунктом сбора поэтов, писателей, ученых, патриотов, участников движения «Четвертого мая». Тут планировалось Движение за реформу 1898 года, назначались тайные встречи революционеров, проводились секретные собрания патриотов.
Затем парк забросили. Лишь в 1949 году было принято решение превратить территорию бывшего скита в городской парк.
Парк в нынешнем его виде был открыт в 1952 году. Его площадь составляет 59 га. Почти 17 из них занимают водоемы — руками трудящихся застойный пруд превратился в озеро с островом в виде тыквы посредине. Из выкопанной земли по периметру озера сделали 7 небольших холмов. Их облагородили, засадили цветами, деревьями и кустарниками. На них разместили беседки.
В соответствии с планом строительства, центром парка стала беседка Таожаньтин или «Хмельная Беседка приятности и веселья», которая и дала название всему парковому комплексу. Она находится на небольшом островке, расположенном в центре озера.
На территорию парка переместили отдельные исторические реликвии времен правления разных династий. Во внутреннем дворе монастыря можно увидеть Каменную колонну с буддистскими изваяниями эпохи династии Цзинь, каменную колонну с буддистскими письменами эпохи династии Ляо, стелу Гуаньинь. Каждому из них более 1000 лет.
В самом монастыре можно посмотреть старинные культовые предметы, статую китайского божества литературы Вэньчан. Для прогулок обустроили мощеные дорожки, для удобства перехода через пруды сделали оригинальные мостики, бордюры оформили раскрытыми «книгами» из камня. По всей территории парка высажено множество цветов — они радуют глаз и опьяняют божественными ароматами.
В 1985 году было начато строительство «Сада знаменитых беседок Китая» (закончено в 1989).
Сад беседок
Всего в саду насчитывается 36 беседок. 26 из них являются оригинальными, 10 — точными полномасштабными репликами известных в Китае павильонов. Оригиналы представленных в парке копий построены в разное время и находятся в десяти городах шести провинций Китая. Реплики создавались для того, чтобы гости парка могли увидеть знаменитые беседки в одном месте.
Согласно плану, беседки располагали таким образом, чтобы они идеально вписывались в окружающий ландшафт и гармонично дополняли его.
Беседка Стелы Гусиного Пруда (Échí bēi tíng)
Под треугольной крышей павильона находится «Стела отца и сына» с надписью «Гусиный пруд». Оригинал беседки расположен в живописной местности в городе Лантинг, провинция Чжэцзян.
Согласно легенде, король Ван Сичжи разводил гусей и любил наблюдать за белыми птицами на лугу и в пруду. На камне рядом с прудом он решил оставить надпись. Когда слово «гусь» было уже готово, он узнал о своем императорстве и уехал, чтобы занять новый пост. Его сын Ван Сяньчжи решил закончить начатую отцом работу и дописал слово «чи». Так получилась надпись «гусиный пруд», которая стала образцом каллиграфии отца и сына.
Беседка Бессмертных, Изгнанных В Мир [дословно: Наказанных] (Zhéxiān tíng)
Она посвящена поэту Ли Бо. Он является одним из наиболее почитаемых поэтов в истории китайской литературы, известен как «бессмертный в поэзии». Жил во время династии Тан, служил при дворе. По одной версии его изгнали из дворца за отказ выполнять желания императора, по другой — он сам покинул дворец ради свободы и странствий по миру.
Оригинал беседки, построенный на горе Цзюхуа в Аньхое, немного отличался от представленного в парке — он был двухэтажным, сделанным из белого мрамора с девятью цветками лотоса, символизирующими значение слова «Цзюхуа». До наших времен дошли только рисунки беседки, построенной в честь Ли Бо.
Беседка в Taoranting Park спроектирована Институтом Садового Дизайна и представляет собой только половину оригинального павильона. На его стене выгравированы два стихотворения Цю Жуй и «Ли Байсянь».
Беседка Старого Бражника (Zuì wēng tíng)
Эта беседка является одной из четырех самых известных в Китае. Ее оригинал был построен в 1045 году при Императоре Цинли. Находится в горах Лангья в Чучжоу, провинция Аньхой.
Согласно легенде, в 1046 году известный писатель династии Сун Оуян Сю написал письмо в защиту ряда уволенных чиновников и был понижен в должности до Чучжоу Тайшоу на 2 года. Такое наказание привело к тому, что он впал в депрессию и начал пить. Он даже сам называл себя «пьяным человеком».
В этот период была создана статья «Пьяный павильон». В ней он рассказывает о красоте природы в разные времена года, о мирной и спокойной жизни людей в Чучжоу. Через весь текст проходит многозначное слово «le». Одно его значение намекает на чувства местного губернатора-феодала, который «играл с людьми», другое выражает тоску по сентиментальным пейзажам. Там же прозвучала древняя поговорка «Значение пьяницы не в вине, а в пейзаже». Это значило, что пьяный автор не только наслаждается веселым общением с людьми — он искренне восхищается красотой окружающей природы.
Беседка Стелы Обители Отшельника На Малом Холме (Shǎo ling cǎotáng bēi tíng)
Она является копией павильона, расположенного на восточной стороне храма Гунбэй в провинции Сычуань. Оригинал был построен в 759 году в качестве резиденции поэта Ду Фу, который считал себя простолюдином Ду Линга и Шаолинь Е Лао. Впоследствии поэта называли Ду Шаолин, а беседку — Соломенной дачей Шао Лина. Слово «соломенная» — не случайно: в отличие от других китайских павильонов, эта беседка имеет соломенную крышу. Внутри находится каменная стела с четырьмя выгравированными символами «Шаолинь Цаотан».
Беседка Погружения в Лунное Сияние (Jìn yuè tíng)
Беседка расположена у воды, а перед ней находится огромный валун. Гости парка отмечают, что в окружающем ландшафте копия смотрится более выигрышно, чем оригинал. Оригинал Лунной беседки построен примерно в 816–819 годах и находится на озере Ганьтан в провинции Цзянсу.
Беседка Ста Скатов Крыши (Bǎi pō tíng)
Беседка имеет оригинальную вытянутую форму: по бокам расположились узкие проходы с перилами, позволяющие облокотиться на них и насладиться красотой окружающего ландшафта. Лавочки для отдыха находятся в центре — в скругленной части сооружения. Оригинал построен в 1214 году в честь поэта Су Ши, находится в округе Мэйчжоу, провинция Сычуань.
Беседка «Я трезвею в одиночестве» (Dú xǐng tíng)
Беседка имеет шестиугольную форму и оригинальную кровлю с приподнятыми и слегка скрученными вверх крыльями. Оригинал построен в 1756 году, расположен напротив храма Цзыци на вершине горы Юйин в городе Милуо в провинции Хунань.
Среди названий беседок есть очень романтичные и вдохновляющие.
Например, Беседка Поздней Любви (Ài wǎn tíng). Ее оригинал, построенный в 1792 году, находится на горе Юэлу в Чанша, провинция Хунань.
Беседка Голубой волны (оригинал находится в городе Сучжоу, провинция Цзянсу, 1044 год):
Тут вы найдете копии Беседки Второго источника из парка Сихуэй 779 года постройки с емкостью для хранения родниковой воды, Беседки Сердца Озера (1552 год) из города Ханчжоу, провинция Чжэцзян, которую называют также Беседкой Яшмового Перстня, а также Беседки Орхидей из города Шаосин. Последняя знаменита тем, что в 353 году под ее сенью собирались поэты и читали стихи, которые впоследствии вошли в «Антологию Беседки Орхидей».
Старинные павильоны парка вдохновляют многих любителей восточной архитектуры. Подтверждением этому являются установленные в парке современные беседки. Копиями этих беседок вполне можно украсить и собственный приусадебный участок.