3 сентября 1942 г. состоялось заседание полевого суда. Собственно, решение было известно, так что заседание было чистой формальностью. Четырёх членов Чешской православной церкви приговорили к смертной казни. Приговор приведен в исполнение 4 и 5 сентября. Однако это был далеко не конец.
Кафедральный православный #собор Кирилла и Мефодия, что в Новом Месте (Nové Město) в Праге не похож на те, какие мы привыкли видеть в России. Православным он стал в 1935 г., а в 1942 г. его закрыли, но именно в тот короткий срок здесь произошли события, которые вписали его в историю Чехии, да и не только Чехии.
Католический костёл св. Карла Борромео был построен в Праге в 30-х годах 18 столетия по проекту двух видных архитекторов того времени К.И. Динценхофера и П.И. Байера. Меньше, чем через полвека в рамках реформ, проводимых Иосифом II, костёл был закрыт, и больше 80 лет помещения использовались под склады и казармы, затем здание передали университету по соседству. В 1935 году собор был освящён в честь св. Кирилла и Мефодия и стал резиденцией православного епископа Горазда.
Капеллан Владимир Петржек и настоятель Вацлав Чикл поступил на службу в храм в 1934 году. А в январе 1939 года председателем Пражского совета старейшин православной церкви при храме Кирилла и Мефодия был избран Ян Сонневенд. И этот последний, казалось бы, рядовой, случай, оказался решающим в судьбах многих.
Ян Сонневенд (61 год) /Jan Sonnewend/. Жил в Брно, работал в страховом агентстве . Внёс существенную сумму денег в строительство храма св. Вацлава в крепости Шпилберк (Брно). В 58 лет вышел на пенсию и перебрался в Прагу. В числе его знакомых был тот самый Ян Зеленка-Гайский, что жил в доме напротив Моравцевых.
Это Ян Сонневенд предложил Зеленке-Гайскому в качестве укрытия для диверсантов храм Кирилла и Мефодия, что на ул. Ресслова в Праге. Капеллан и священник поддержали идею председателя.
Владимир Петржек (34 года) /Vladimír Petřek/ вместе с Вацлавом Чиклом (42 года) /Alois Václav Čikl/ поддерживал антинацистское сопротивление в Чехии с самого начала Второй Мировой войны. Так, в числе прочего, они выдавали ложные свидетельства о крещении евреям. После покушения на Гейдриха Петржек обеспечивал всем необходимым диверсантов, укрывавшихся в храме, служил им как связист. Его нацисты использовали как живой щит, когда пытались проникнуть в храм и захватить трёх бойцов, скрывавшихся на хорах.
В 1933 приняли решение передать его Православной церкви. Тогда же храм перешёл под попечение епископа Горазда. А в 1935-м был переосвящён.
Епископ Горазд (64 года) /Svatý Gorazd II., в миру Matěj Pavlík/
Узнав о подписании Мюнхенского соглашения он направил протестное заявление всем высшим представителям Восточной Церкви, в котором защищал право Чехословакии на существование. Призывал православных верующих стать ещё более сплочёнными.
О том, что в храме скрываются диверсанты, епископ узнал только 11 июня, когда уже была сожжена деревня Лидице. Он сразу же встретился с Петржеком и Чиклом и велел как можно быстрее найти парашютистам другое убежище. На следующий день епископ отправился по делам в Берлин.
По некоторым данным, дата переезда бойцов была назначена на 18 июня (скорее всего романтизированная версия), но к тому времени тайник уже был раскрыт. 18 июня состоялся тот самый бой, длившийся 7 часов. В тот же день, 18 июня, были арестованы Петржек, Сонневенд, Чикл и Орнест вместе с родными.
#Епископ Горазд, вернувшись из Берлина в Прагу спустя несколько дней, попытался положить конец террору. Он написал и отправил письма по нескольким адресам, в присьмах епископ брал вину за сокрытие диверсантов на себя, писал, что готов понести любое наказание. Горазда арестовали 25 числа в Горних Почерницах (Horní Počernice), теперь это тоже район Праги.
Последовало несколько месяцев пыток. Но что мог рассказать человек, который действительно ничего не знал?
1 сентября решением суда #Православная церковь в Чехии была запрещена. 3 сентября все арестованные осуждены к смертной казни за укрывательство убийц обергруппенфюрера СС Р. Гейдриха, 4 и 5 приговор приведён в исполнение.
27 сентября 1942 г. Чехословацкая православная община в протекторате Богемии и Моравии была распущена, имущество конфисковано, храмы опечатаны, а службы запрещены. Все священнослужители православной церкви отправлены на принудительные работы в Германию. Кроме самих священнослужителей, упомянутых выше, были арестованы и родные. Жёны, дети и другие члены семей казнены 24 октября 1942 г. в Маутхаузене, в числе многих других участников Чешского Сопротивления. Троих детей от первого брака Людмилы (дочери Яна Сонневенда) спас её первый муж, заявив на допросе, что дети жили с ним и почти не видели свою мать. Дети Вацлава Чикла до конца войны содержались в лагерях для интернированных.
Над главным входом статуи Веры и Справедливости.
На колонне перечислены имена 263 чехов, погибших за помощь десантникам.
В конце войны в 1945 году собор был возвращен православным верующим. 17 июня 1945 года, спустя три года от тех событий состоялась первая поминальная служба жертв "гейдрихиады". Епископ Горазд был канонизирован 4 сентября 1987 года, ещё трое в феврале этого года.
В наши дни храм Кирилла и Мефодия в Праге имеет статус Кафедрального собора Пражской епархии Чешской Православной церкви. Под храмом открыт мемориал, посвящённый тем событиям. В бывшей комнате сторожа, создан небольшой придел, где хранятся личные вещи епископа Горазда.
О том, как 7 воинов держали в храме Кирилла и Мефодия семичасовую оборону против 800 фашистов: часть 1 и часть 2
Всё о покушении на Гейдриха и последовавшем терроре по тегу #гейдрихиадалм
В продолжении отрывок из интервью с вдовой Гейдриха, а также немного о Чешском Сопротивлении.
О Праге полезное и интересное по тегу #прагалм