Социальное отвержение может вызвать стресс у дошкольников, подростков и взрослых. Но что происходит в среднем детстве (6-12 лет), когда непринятие со стороны сверстников может быть особенно напряженным и дружба представляется чрезвычайно важной для ребенка? Новое исследование показало, что дружеские связи служат буфером против негативных последствий отвержения одноклассниками.
Кортизол – гормон стресса – мобилизует энергию и помогает нам реагировать на потенциальную угрозу, когда мы находимся в состоянии стресса. Повышенный уровень кортизола помогает нам приспособиться к тому, как мы функционируем при изменившихся обстоятельствах и справляемся со стрессом, когда он возникает. Однако хронически высокий уровень в крови этого гормона может негативно влиять на многие системы нашего организма, особенно на иммунную.
Исследователи попросили детей назвать имена одноклассников, над которыми часто издевались, которых дразнили или не принимали другие. Они также спросили детей о том, сколько у них в классе друзей и о качествах их лучших друзей. Кроме того, они задавали вопросы о проблемах поведения родителям детей, измеряли уровень кортизола детей с помощью анализа слюнной жидкости, который на протяжении двух учебных дней проводился десять раз.
Как показало исследование, у детей, которых отвергали их одноклассники, отмечался повышенный уровень кортизола, когда они находились в школе. Также у них наблюдалось меньшее снижение его уровня в течение дня. Эти данные могут свидетельствовать о том, что непринятие – стресс. Это было еще более выражено в случае с теми отвергаемыми учениками, у которых было мало друзей или их дружеские отношения описывались как некрепкие.
Виктимизация (процесс или конечный результат превращения в жертву чего-либо) со стороны одноклассников не была связана с повышенным уровнем кортизола, поэтому психологи предположили, что виктимизация оказывает не настолько стрессирующее воздействие, какое оказывает исключение из группы сверстников.
“Результаты показывают, что хотя друзья не могут полностью предотвратить стресс исключения в школе, они уменьшают его”, – полагает профессор, специалист в области психологии развития, из Университета имени Радбуда в Неймегене (Radboud University Nijmegen, Нидерланды) Марианна Рискен-Уолрэвен (Marianne Riksen-Walraven). Также она считает, что и количество друзей, и качество отношений с ними может препятствовать социальному отвержению.
Еще больше статей на нашем сайте - InsautGroup