Инфекция CoViD-19 породила панику среди людей по всему миру. Но так ли страшен сам вирус или гораздо ужасней то, как много мы о нем думаем?
23 марта 2020-го года президент холдинга «Ромир» Андрей Милёхин уже дал ответ, как жить в эпоху глобализированной информации и бороться с её страхами. Тогда напряжение только нарастало, а россияне не знали, каково жить в самоизоляции.
Человеческая история полна трагедий, пандемий, войн и сопутствующих им массовых психозов. Мы до конца не осознаем, что первично. Мы зачастую живем в мифической среде, которая все еще в наших венах и проявляется время от времени. Но сегодня есть глобальные СМИ, повсеместный мобильный интернет и социальные сети. Все это порождает новый тип массового психоза — инфодемию.
Вчера в автокатастрофах по всему миру погибли 3 500 человек. Пострадало в 15 раз больше, многие из них стали инвалидами на всю жизнь.
Сегодня то же самое. И завтра будет то же самое.
Это факты, простая статистика. Ужасающая. Но никто не боится. Никто не закрывает школы, города, границы... Никто не запрещает автомобили, не перекрывает дороги, не отзывает водительские права.
Вчера около 100 человек по всему миру умерли из-за нового вируса. «Может быть» из-за вируса. Не то чтобы они «умерли, может быть» (извините, умереть «может быть» еще невозможно). Но причина смерти «может быть» или «вероятна», потому что большинство из этих людей были в очень солидном возрасте и уже значительно ослабевшими из-за различных возрастных заболеваний.
Но школы закрываются, мероприятия откладываются, мегаполисы и уже даже целые страны блокируются, нормальная жизнь ставится на паузу или отменяется...
Миллиарды напуганы. Зачем, почему, кому это надо?
Механизм массового психоза хорошо изучен и описан. По сути, речь идет о синхронизации убеждений, страхов и ожиданий.
В своей обычной повседневной жизни люди выглядят совершенно другими, индивидуальными, уникальными. И на самом деле так оно и есть. В каждом обществе существуют различные волны синхронизации, но они обычно локализованы как в региональном, культурном, так и в социально-классовом плане. Но в нашу эпоху локализация, по сути, глобальна — социальные сети и глобализация информации, помноженные на непонимание — мощнейший катализатор и мультипликатор массового психоза. Элемент страха присутствует всегда — скрытым или явным образом. Чаще всего это провоцируется высоким уровнем неопределенности.
Есть два эффективных средства противодействия страхам. Первый — сделать среду прозрачной и рациональной, говорить и писать о реальных фактах и четко отделять их от домыслов или откровенных фейков. Вторая — сделать страх смешным! Так боролись с чумой, раскрашивая чумные маски или отпугивая напасть колокольчиком. Так и с инфодемией можно бороться здоровым смехом, сопоставляя факты с последствиями, рисуя на нее шаржи, рассказывая анекдоты, оставляя ее, и всех ее выгодоприобретателей, в итоге с носом.
Андрей Милёхин, президент холдинга «Ромир», вице-президент Gallup International, доктор социологических наук