Вторая часть интервью врача- детского невролога Филипповой Людмилы Валерьевны и Оксаны Алексеевны Макеевой, ген. директора клиники и к.м.н.
Оксана Алексеевна: Вопрос из зала — влияет ли способ рождения (естественные роды или кесарево) на речь?
Людмила Валерьевна: Однозначно нет. Само родоразрешение нет, но стоит учитывать причину, по которой было проведено кесарево сечение. Была ли проблема со стороны ребенка или со стороны мамы? Нужно смотреть индивидуально.
О. А.: Вернемся к развитию по годам. На что вы обращаете внимание, когда ребенок начинает говорить словосочетаниями и предложениями?
Л. В.: К двум годам у него уже появляется определенный словарный запас, он выделяет отдельные слоги слов, ударные слоги. С года до двух увеличивается слоговой запас. В полтора-два года появляется фраза, хотя бы одна фраза. Даже «мяу ням-ням», что будет означать «кошка кушает» это тоже фраза в два года. Если это отсутствует — разбираемся, в чем проблема. Либо это вариант нормы, либо нет.
О. А.: Обращаете ли вы внимание на родителей и их коммуникацию, когда семья приходит на прием с подобной проблемой?
Л. В.: Обязательно. Прежде всего, в эпоху гаджетов родители стали реже говорить с детьми. Само собой, глядя в телефон, телевизор или планшет без человеческого общения ребенок не заговорит. Экран не требует ответа, максимум нажатие. Первое, что должно быть — отключение девайсов и обычный разговор с ребенком.
О. А.: То есть, постоянное использование гаджетов — это плохо? К примеру, когда мама ставит телефон с развлекательным мультфильмом во время кормления?
Л. В.: Кормление — одно дело, а если мама часто занимается своими делами, постоянно развлекая ребенка телефонами и планшетами — это уже плохо для речи (особенно младший дошкольный возраст, когда дети еще не умеют себя организовывать). В детском саду, к примеру, такой проблемы обычно нет. Там нет такого количества экранов, вокруг всегда люди, дети практически «вынуждены» общаться между собой. Если ребенок не заговорил в таких условиях — нужно, повторюсь, искать причину.
О. А.: С точки зрения речевого развития — какой самый подходящий возраст отдать ребенка в детский сад?
Л. В.: К трём годам.
О. А.: А в два года — рано?
Л. В.: Два года — еще не то время, когда дети разговаривают друг с другом. Они играют рядом, требуют общения, но не могут общаться. К трем годам начинается социализация дать » спросить » ждать ответа. Это мотивация заговорить.
О. А.: Если семья большая и один ребенок старше другого — стимулирует ли это заговорить младшего?
Л. В.: К сожалению, нет. Дети приспосабливаются к молчащему ребенку, молчащий ребенок приспосабливается к другим детям и мотивации не происходит. Нужен толчок извне — детский сад, друг, подруга, ребенок соседей. Два-три раза в неделю давать им общаться хотя бы по два часа — и говорящий ребенок начнёт мотивировать молчащего.
О. А.: Как происходит речевое развитие с двух до трех лет?
Л. В.: Появляются сложные фразы и предложения, обращенная речь, с ребенком можно поговорить, он отвечает на вопросы и выполняет осознанные просьбы. Например, ребенку можно давать усложненные задания, вроде «сходи на кухню и принеси свою кружку». Получается, он понимает и выполняет два действия.
О. А.: Полезна ли подобная тренировка с заданиями для ребенка?
Л. В.: Да, потому что сразу видно, что ребенок понимает родителей и психически развит на свой возраст. Если ребенок знает, где находится предмет и может принести его — это прекрасно. По поводу дальнейшего развития — речь сложная, понятная для окружающих. Да, ребенок может не выговаривать некоторые буквы, менять слоги местами, но мы понимаем его, а значит, все в порядке. Логопеды, зачастую, не берут детей до 3 лет без неврологических патологий на занятия. Становление чистых звуков в произношении происходит с трех до четырех лет. Если речь ребенка к четырем годам не стала чище — нужно обратиться к специалисту.
О. А.: А если ребенок не начал разговаривать, потому что у него неустановленный аутизм — как это можно понять? Как заподозрить?
Л. В.: Как правило, когда ребенок имеет расстройства аутистического спектра, первые жалобы родителей — ребенок не разговаривает. Аутизм — это не проблема, а нарушение социализации. Ребенок может быть идеально здоров, интеллектуально развит, с отличной артикуляцией, но не иметь необходимости социализироваться и разговаривать, это его особенность. Жалобы вроде «мой ребенок не разговаривает, но может четко и красиво сказать какое-то слово» — звонок к тому, что у ребенка возможны расстройства аутистического спектра. Необходимо показаться врачу, чтобы подтвердить или опровергнуть это.
О. А.: Насколько развитие речи вообще связано с интеллектом? Свидетельствует ли раннее развитие речи о том, что у ребенка будет высокий интеллект?
Л. В.: Нет. Взаимосвязь есть, понимание речи можно косвенно связать с интеллектом, но сам артикуляционный процесс вряд ли. Сложно, индивидуальные ситуации.
Третья часть интервью с детским неврологом о задержке речевого развития совсем скоро в нашем блоге, следите за обновлениями!
Если вы заметили какие-то изменения в качестве слуха ребенка или просто хотите удостовериться, что все протекает хорошо — обратитесь к врачам-педиатрам медицинского центра «Неббиоло»!