Существует множество трактовок понятия «самоорганизация». Чаще всего под самоорганизацией понимается умение организовать себя, свое время, свои действия. Другими словами, самоорганизация – это умение организовать ресурсы, имеющиеся в нашем распоряжении.В большинстве своих трактовок она включает, а, следовательно, и тесно связана с такими навыками как самодисциплина, управление временем, саморганизационные способности. Исходя из этого, самоорганизация как навык должна развиваться комплексно. Более того, она нуждается в постоянном поддержании в активном состоянии, системе контроля и реакции на изменения, как внутреннего, так и внешнего характеров. Какие этапы включает в себя самоорганизация?
Целеполагание
Научиться принимать решения относительно необходимости какого-либо дела - значит, соотносить его возможный результат с тем, что вы на самом деле хотите достичь, т.е. с вашей целью.Если мы знаем, чего хотим достичь в результате, гораздо легче отсеивать среди ежедневных дел ненужные - стоит просто задать вопрос "поможет ли мне это в достижении цели?". Хорошо поставленная цель мотивирует, упорядочивает мысли, упрощает решения и, в конечном счёте, приводит к значительному росту эффективности.Чтобы цель была хорошо поставлена, нужно помнить, что она никогда не появляется сама по себе, а является результатом целеполагания - сознательного либо нет. Существует следующие основные способы целеполагания:1. Интуиция. Наиболее распространенный способ. Алгоритм действий в данном случае предельно понятен: необходимо внимательно относиться к собственным идеям и догадкам, ожидая озарения. Интуитивные цели чаще всего формируются на основе уже существующего опыта, знаний и умений человека, а их "проявление" означает переход неосознанной потребности в осознанный мотив действий.2. Изобретение - "экспериментальный" процесс, основанный на пробном достижении возможной цели в недалёком будущем и (или) в уменьшенном масштабе. Например, вы принимаете важное решение, но не знаете, как конкретно его реализовать. В этом случае вы можете попробовать скрэпбукинг, филателию, вышивание или более экзотические варианты до тех пор, пока не найдёте именно ваше.3. Вычисление, как метод работает по следующему алгоритму. Сразу после осознания ключевого мотива нужно выписать все цели, ведущие к этому, в качестве столбцов таблицы. Далее в качестве строк необходимо выписать качественные и количественные критерии, которые существенно влияют на результат достижения цели. Затем достаточно оценить придуманные вами цели, выбрав наилучший вариант.4. Выбор и предписание. Данный метод подразумевает, что у вас уже есть определённое количество поставленных целей, и нам необходимо выбрать всего лишь одну и "предписать" для себя её выполнение.
Анализ ситуации
Детальная проработка ситуации для четкого понимания, в каких условиях придется развивать навыки, что представляет наибольшую трудность, какие привычки и личные качества у вас уже есть, а над какими необходимо работать.
Планирование
- создание пошагового руководства действий. Помогают в этом понимание исходных условий, в которых предстоит действовать, и наличие целей, которые должны быть достигнуты.
Волевая регуляция и коррекция
Способность совершать действия вне зависимости от субъективных факторов, желаний, лени и т.д. является важной частью развития навыка самоорганизации. Также Вам придется нередко поступать наперекор устоявшимся привычкам, менять один или много аспектов образа жизни – корректировать действия, если они вовсе не приносят или приносят недостаточно пользы и не согласовываются с поставленными целями.
Самоконтроль
– контроль собственных действий и воздействий. С точки зрения самоорганизации это способность постоянно совершать конкретные действия, управляя, а точнее контролируя время, состояние, отношение, желания, привычки.
Устранение трудностей
Очень важный этап, для оценки ошибок и предотвращения возникновения новых. Выделяют несколько этапов:Диагностический этап – выявление и фиксация проблемы, установление ее причин – недостаток личных знаний, опыта, внешние факторы, условия. Поисковый этап – выявление возможных путей разрешения проблемы. Составление плана устранения причин. Активный этап – фаза действия, практические шаги, направленные на реализацию плана из второго этапа. Рефлексивный этап – определение сильных и слабых сторон, предпринятых действий. Последующая их коррекция для максимизации достигнутых результатов.