После кризиса бюджеты стали меньше, а задач, наоборот, прибавилось. Приходится делать больше с меньшими затратами. Но как? Время пересмотреть роль юриста , оптимизировать и автоматизировать работу юрдепартаментов, считают специалисты. Например, штатные юристы часто делают одну и ту же работу несколько раз и занимаются рутинными задачами, которые давно можно "перепоручить" программам. Право ру рассказывает, что поменялось в работе зарубежных и российских инхаусов.
Пандемия в той или иной степени затронула 90% компаний со штатными юристами. При этом, у 59% увеличилась нагрузка, у 54% появилось больше неотложной работы, а 65% затруднились сказать, как долго продержится такая высокая загрузка. Об этом говорится в исследовании, которое провела в июле компания Law On Demand. Оно касается перспектив и возможностей юристов, работающих в правовых департаментах неюридических компаний.
Руководство предприятия требует ускорить работу юридического подразделения и не дает для этого дополнительных ресурсов, жалуется Джессика Нгуен, глава правового департамента технического стартапа Lexion в Сиэтле.
«Теперь руководители ставят ногу на шею и требуют: „Надо делать больше с меньшими затратами“. Наши прогнозы выручки снизили на 80% или 60%, и юридический центр стал центральным звеном в сокращении расходов», - делится Нгуен.
А Трише Козу, единственному юристу компании Panopto, пришлось несколько недель работать в постели с коронавирусом. «Это был конец финансового года и конец квартала, а значит надо было заключить как можно больше сделок, - говорит она. - Так что об отдыхе было и не подумать. Мне пришлось заключать как можно больше договоров, ведь наша компания очень маленькая, и у меня нет помощи», - жалуется юрист.
После коронавирусного кризиса денег у компаний стало меньше. И самым простым способом сэкономить на юридических услугах стало отказаться от внешнего консалтинга. Это позволяет и сохранить сотрудников (которых после кризиса всё равно придётся нанимать заново), и снизить нагрузку на бюджет предприятия.
Так, глава юрдепартамента и вице-президент конгломерата компаний Honeywell Энн Мэдден говорит, что им пришлось сократить число юридических фирм, с которыми они работают. Если в прошлом году их было 100, то в этом — всего 13. Тенденцию подтверждает Скотт Оффер, генеральный директор и исполнительный вице-президент Flex, глобального производителя электроники со штаб-квартирой в Сингапуре и базой в Кремниевой долине. По его словам, теперь он работает всего с 12 юркомпаниями вместо 100. Представители российских юридических консалтинговых фирм, отвечая на вопросы Право.ru в конце апреля, также сообщили, что денег у клиентов стало меньше, а выручка упала на 20-30%.
Как результат, собственники бизнеса перекладывают больше работы на штатных юристов. Это вынуждает начальство реорганизовывать юрдепы и пересматривать подходы к работе. В итоге роль корпоративного юриста меняется.