Фильм «Дылда» был снят режиссёром Кантемиром Балаговым в 2019 году. Действие происходит в послевоенном Ленинграде в 1945 году.
Главная героиня – медсестра военного госпиталя Ия, прозванная дылдой за высокий рост, бывшая во время Великой Отечественной войны зенитчицей, но комиссованная после контузии. По сюжету она живёт одна с маленьким сыном, которого она случайно убивает, повалившись на него, по время одного из приступов ступора, которыми периодически у неё возникают. Вскоре к ней приезжает её подруга-зенитчица Маша, дружба с которой у неё вскоре перерастает в нечто большее со страстными поцелуями. Тем более, что мужчин Дылда откровенно сторонится.
Маша, напротив, пытается наладить личную жизнь, познакомившись с сыном каких-то чиновников, живущих в особняке, что резко контрастирует с грязной коммуналкой, где проживает Дылда. Однако родители отвергают такую невесту, тем более, что Маша признаётся, что на войне старалась «продавать себя», чтобы просто выжить. Этот образ явно противоположен героям войны, которые заботились о защите Родины, а не о своей шкуре. В результате, Маша лишается способности родить, но пытается использовать Дылду в качестве суррогатной матери. В конце фильма Маша решает жить вместе с Дылдой однополой парой и воспитывать сына, которого надеется получить от подруги.
В общем, фильм подчёркнуто мрачный. И мрак этот усиливается нелепой гибелью сына Дылды и её нелегальной операции по умерщвлению парализованного пациента госпиталя по его просьбе. И единственным «светлым лучом» в фильме является «однополая любовь» Дылды и Маши. Фильм был показан в программе «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале, где он получил приз за лучшую режиссуру, а также приз ФИПРЕССИ. Также фильм включён в шорт-лист претентентов на премию «Оскар», однако номинирован не был.
И вот 21 мая прошла онлайн-встреча с режиссёром этого фильма Кантемира Балагова и оператором Ксенией Середой, организованная благотворительным фондом «Дом с маяком» в рамках цикла таких встреч «Киновечера в Доме с маяком». В ходе мероприятия зрители имели возможность задавать вопросы в чат, и многие из них были явно неудобны для Балагова и Середы (см. скрины), а потому остались без ответов. Однако вопрос вашего покорного слуги, касавшийся уместности ЛГБТ-тематики на фоне послевоенной жизни в пострадавшем от блокады городе, всё же был озвучен. Видимо, потому что был одним из последних. Прозвучало даже предложение учить меня «высокому искусству», но Середа явно не имела желания отвечать, хотя этот вопрос был вполне логичен. Тем более, что этот же вопрос прозвучал после показа фильма в кинотеатре «Октябрь» 20 июня прошлого года. Тогда Балагов ответил категорично: «Это фильм не о любви женщины к женщине, а о том, что человеку нужен человек. Ничего лесбийского я туда не закладывал». Может и не закладывал, но получилось именно так. А продюсер Александр Роднянский и вовсе тогда упрекнул возмущённых зрителей в отсутствии сострадания к героиням фильма: «Вам их не жаль? То есть вы им не сочувствуете? Им надо сострадать и сочувствовать, для этого делается кино. А не для того, чтобы петь песни».
Действительно, фильм «Дылда» не о героях, а о жертвах. Но войны ли? А может быть собственных недостатков? Особенно учитывая их однополое влечение, которое в наше время явно и не очень вворачивается пока по большей части в зарубежные фильмы, претендуя на «высокое искусство». Такие персонажи вызывают не сострадание, а больше отвращение, особенно на фоне героев Великой Отечественной войны, подвиги которых либеральными публицистами всё чаще подвергаются сомнению, а то и очернению. И такое ощущение, что на их место уже претендуют такие вот образы «страдалиц». Но высокое искусство на то и высокое, чтобы вести общество к высоким идеалам, а не низменным.