Etihad Airways (EY) собирается списать все свои Airbus A380 и отказаться от произведённых для неё Airbus A350-1000. Об этом пишет Reuters со ссылкой на свои источники "в компании и в отрасли".
Депрессия рынка вынуждает перевозчика эмирата Абу-Даби, с 2017 года находящегося в перманентном кризисе и терпящего убытки год за годом, наконец-то оптимизировать флот. Получается, что авиакомпания остаётся с 92 самолётами трёх типов: узкофюзеляжными Airbus A320ceo/A321ceo и широкофюзеляжными Boeing 777-300ER/777F и Boeing 787-9/787-10. Этот состав близок к идеальному.
Airbus A380: лучше поздно
Удаление десяти Airbus A380 - ожидаемый шаг. Они из-за своей чрезмерной вместительности не вписываются в обновлённую бизнес-модель премиального перевозчика с высокими ценами и ещё более высоким уровнем сервиса: даже в 2019 году их эксплуатация была бессмысленной, найти столько щедрых пассажиров в один момент времени на одном направлении очень сложно.
Более того, со всевозможными запретами, предписаниями и предупреждениями об опасности "общий" самолёт всё больше проигрывает "частному".
Etihad пополнит список из Qatar Airways (QR) и Air France (AF), отправивших все свои Superjumbo на свалку чуть раньше.
Контекст: Qatar Airways первой избавляется от Airbus A380
Airbus A350: свои кони на переправе дешевле
Отказ от уже собранных Airbus A350-1000 выглядит более смелым решением. Самолёты, которые должны были заменить менее эффективные Boeing 777-300ER, активно собираются в Тулузе, и из заказанных 17-ти готовы уже 5.
Действительно, с точки зрения рынка в 2019 году замена выглядела логичной: экономия на авиатопливе быстро окупит вложения, а старые Boeing'и (которые на самом деле совсем не старые - им сейчас в среднем менее 10 лет) легко продать или сдать в аренду.
В 2020 году обстановка принципиально иная. Выигрыш в объёме сжигаемого топлива уже не настолько ценен при пересчёте в денежные единицы: нефть серьёзно подешевела. Зато вторичный рынок широкофюзеляжных самолётов практически исчез. Авиакомпании по всему миру придумывают необычные способы извлечения хотя бы каких-нибудь доходов из парка, который заполнить пассажирами не удастся. Наиболее "удачливые" - те, у кого флот был арендован, и сроки контрактов истекали, - возвращают имущество арендодателям.
Продать старые самолёты не удастся никак (Boeing 777-300ER у Etihad на балансе), а за новые при передаче придётся вносить финальные, самые крупные, платежи.
Поэтому в Абу-Даби пока будут пользоваться тем, что есть. Зато ликвидность оставят при себе.
А проблема переходит "в руки" Airbus: готовые машины, сконфигурированные под конкретного пользователя, ему придётся пристраивать на депрессивном рынке. Наиболее вероятно, их попробуют предложить какой-либо авиакомпании из следующих в очереди. Главное, чтобы у её менеджмента не было тех же расчётов, что и у Etihad.
Взгляд из "нормального" мира: Airbus A350-1000 vs Boeing 777-300ER: какой самолёт лучше?