Приветствую всех на самом познавательном канале!
В тот момент, когда меня начинает бомбить по поводу отключения горячей воды или внезапно закончившейся туалетной бумаги, я перечитываю истории про отбитых чуваков, которые покоряли этот мир или делали его лучше в настоящих суровых условиях.
Итак, поехали. Рассказ пойдет про РауляГеро Амундсена. Того самого, который застолбил за Норвегией открытие Антарктиды.
Первое путешествие в Антарктику.
С чего все началось. В свой первый поход Амундсен подрядился матросом в бельгийскую антарктическую экспедицию на судне «Бельжика» под командованием Адриена де Жерлаша, чтобы достичь Южного полюса.
В Антарктиду «Бельжика» прибыла в конце января 1898 года. В первый же день высадки Амундсену не сиделось на месте, и он тут же совершил лыжный поход по побережью. В марте судно встало на незапланированную зимовку. Так как команда не планировало остановку , комплектов полярной одежды на всех членов команды не хватало, но Амундсен не растерялся и предложил свой вариант - сшить тёплую одежду из шерстяных одеял.
По ходу дела Амундсен и Кук (тоже член команды) развернули охоту на тюленей и пингвинов и продолжили свои эксперименты с полярным снаряжением. Однако остальные члены команды относились к этим развлечениям без внимания. Но вся фишка была в том, что парное мясо способно помочь бороться с цингой, чего многие тогда не понимали. Потом обстановка на
зимовке накалилась. Сначала умер от цинги и осложнений на сердце магнитолог Э. Данко, затем матрос-норвежец Толефсен съехал с катушек и попытался пешком уйти в Норвегию. Впрочем, чтобы скрасить пребывание в этом суровом крае, помощник капитана устроил конкурс красоты и собственноручно нарисовал веселые эротические картинки. Настроение команды немного приподнялось, но уже тогда буйный нрав Амундсена начал себя проявлять - он устроил конфликт с капитаном, который к тому моменту окончательно скис и слег, так как не разделял любви Амундсена к сырому мясу. Взяв на себя командование, Амундсен вывел «Бельжику» из зоны паковых льдов и осенью вернулся в Бельгию.
Первый опыт, как, оказалось, только разогрел аппетиты Амундсена. И он решил повторить путь той самой печальной экспедиции Джона Франклина по Северно-Западному проходу, история которого не давала ему покоя с пеленок.
Для похода по северным областям Канады и Америки Амундсен купил подержанную яхту «Йоа», потом, заняв у брата деньги, переоборудовал ее. Но с финансами как-то не складывалось. Убегая от кредиторов, при сумме долга, которая выросла до 150 000 крон, Амундсен под покровом ночи начал свою первую самостоятельную экспедицию.
Он прошёл через Северную Атлантику, Баффинов залив, проливы Ланкастер, Барроу, Пил, Франклина, Джеймса Росса и 9 сентября остановился на зимовку у юго-восточного берега острова Кинг-Вильям.
В марте 1904 года Амундсен, Хансен и Ристведт, одевшись по-эскимосски, отправились в санный поход к Северному магнитному полюсу. Вечером того же дня температура опустилась до −57 °C. Это их немного смутило, но не остановило и уже 16 марта Амундсен и Хансен решили повторить забег. 24 апреля они достигли позиции Северного магнитного полюса, определённой еще Джеймсом Кларком Россом в 1831 году.
После этого Амундсен как-то заскучал и потерял интерес к магнитным исследованиям. Теперь он переключился на этнографию эскимосов, что , как оказалось, ему действительно потом пригодиться. Единственное, что ему у эскимосов не понравилось – это сифилис у местного
населения, поэтому он запретил команде общаться с эскимосскими женщинами. В феврале отношения с местными испортились окончательно (они позаимствовали их съестные припасы из трюмов ), после чего Амундсен взорвал их иглу с помощью динамита и вообще стал относиться к аборигенам подозрительно.
В августе 1905 года корабль продолжил плавание и оказался в заливе Маккензи на месте зимовки китобоев. Несмотря на то, берега были свободны ото льда, Амундсен решил, что два года зимовки - это для слабаков и остался на третий год. На всякий случай.
Поскольку «Йоа» была лишена связи с внешним миром, Амундсен вместе с эскимосами решил метнуться на нартах в сторону ближайшего телеграфа за 700 км в Игл-Сити на Аляску. Однако, по приезду оказалось, что аппарат не работал, и поэтому полярник рванул в Форт-Эгберт на Юконе, находящийся в 1300 км пути. Потом он пустился в обратный путь , преодолев очередные 1300 км за 30 дней. (Логистика, достойная Почты России).
Только в июле 1906 года «Йоа» снялась с места, и мыс Барроу они преодолели к концу августа в сильный шторм. На этом покорение Северо-западного прохода было завершено. Дело это отпраздновали нехилым триумфом, и с этого момента Амундсен плотно подсел на всевозможные открытия.
Южный полюс. И почему там собаки лучше лошадей.
Так как в 1909 году только ленивый не собирался на Южный полюс, Амундсен решил опередить их всех.
Придя к выводу, что лучше всего в таких походах собаки, а не лошади и прочие средства передвижения, из Гренландии ему доставили 100 лаек. Во-первых – собаки весили мало, то есть вариант, что они могут увязнуть в снегу или провалится под тонкий лед или в ущелье сводился к минимуму. Второе – их мех защищал их от холода и в третьих – они были не так разборчивы в еде, как лошади. Все эти знания Амундсен почерпнул из общения с эскимосами. Таким подходом пренебрег другой покоритель Антарктики – печально известный британец Роберт Скотт, капитан «Терра Новы», который взял в экспедицию лошадей, мотосани и немного собак.
Но денег опять не хватало. Спонсор неожиданно нашёлся в Аргентине: это был магнат-скотовод по имени дон Педро Кристо́ферсен. Дон Педро безвозмездно обеспечил судно «Фрам» , керосином и необходимыми припасами. Тем не менее, Амундсен безнадежно залез в долги и был вынужден заложить свой дом.
К моменту, когда Амундсен высадился на побережье Китовой бухты, численность собак выросла до 116 голов. Естественным путем.
К наступлению полярного дня Амундсен уже сильно нервничал — его команда находилась в 650 км от группы Скотта и на 96 км ближе к полюсу, так что какая-то фора у него была, но ее можно было легко упустить.
После зимовки количество собак сократилось до 86 голов. Первая попытка похода к Южному полюсу была предпринята 8 сентября 1911 года при −37 °C. Поход оказался неудачным: температура упала до −56 °C лыжи не скользили, собаки не спали, а водка замёрзла.
Только в октябре 1911 года наступила антарктическая весна. Однако температура держалась между −30 °C и −20 °C, вместо обычных -10-15 .
20 октября в путь отправились пятеро участников полярного похода. У них было 4 нарт и 52 собаки. Первого склада достигли через три дня и устроили двухдневный привал. Начиная с 26 октября, экспедиция каждые 3 мили стала строить снежные пирамиды высотой около 2 м для ориентации в пространстве.. 17 ноября команда подошла к границе шельфового ледника, Предстоял подъём на Полярное плато. До полюса оставалось 550 км.
В последний рывок на полюс Амундсен брал провианта на 60 дней. Собак к этому времени осталось 42. Было решено подняться на плато, забить 24 собаки и с 18-ю двинуться к полюсу. По пути предполагалось забить ещё шесть собак, а в лагерь должны были вернуться 12 животных. Планы полностью оправдались. (То есть, расчет производился из среднего веса собак в 25 кг. и количества людей. Именно такое точное планирование и помогло команде выжить в таких условиях).
Подъём на плато начался 18 ноября. В первый день команда прошла 18,5 км, поднявшись на 600 м над уровнем моря. Далее были другие перевалы, высотой до 2400 м. 21 ноября был пройден 31 км с подъёмом на высоту 1800 м, где они разбили лагерь.
Этот лагерь получил название «Бойни»: каждый каюр убивал своих собак, на которых пал выбор, Амундсен в этом хардкоре не участвовал, взяв на себя обязанности кока. 24 собаки были разделаны и захоронены в ледник, а также частично съедены на месте. Дальше пошли зоны глубоких трещин на высоте 3030 м над уровнем моря и крутой ледник. Температуры всё это время держались на уровне −20 °C при штормовых ветрах. 6 декабря норвежцы достигли наивысшей точки на пути — 3260 м над уровнем моря. Нервы к тому времени у команды были на пределе.
Полюса достигли 14 декабря 1911 года в 15:00 и отпраздновали это дело курением сигар.
Из-за того, что при покорении Северного полюса между открывателями случались разногласия, Амундсен решил, что ему нужно быть особо точным, чтобы потом никто не смог обнулить его достижение. Он начал окружать полюс лыжными пробегами на удалении 10 миль от расчётной точки, чтобы уже точно быть уверенным, что Южный полюс покорила именно его команда. Ради достоверности Южный полюс был «окружён» экспедицией трижды.
На полюсе была оставлена шёлковая палатка с письмами Роберту Скотту и королю Норвегии.
Обратно команда прибыла 26 января 1912 года с двумя нартами и 11-ю собаками. Пройденное расстояние составило чуть менее 3000 км, таким образом, за 99 дней пути средний переход составил 36 км.
После всей этой шумихи, которой он потом удостоился, Амундсен недолго почивал на лаврах. У него опять где-то там засвербело, и он опять вспомнил про Северный полюс. Тем более там было еще что открывать. Но первая мировая война внесла свои коррективы. Несмотря на то, что он предложил себя стране в качестве летчика (между делом он отучился на пилота, чтобы (ясное дело) быть первым в Норвегии, кто получил такие права, как гражданское лицо), Амундсену повоевать не удалось. Для него, в отличие от всей Европы наступил период передышки, так как Норвегия сохранила нейтралитет.
Вторая часть.
Спасибо за внимание! Подписывайтесь, будет много интересного!