С ветераном Великой Отечественной войны Львом Семеновичем Пейсаховичем судьба свела меня незадолго до его ухода из жизни в 2008 году. Выдающийся педагог, принципиальный и честный человек, своими достижениями он был хорошо известен далеко за пределами Уфы. Тем ценнее было услышать из его уст искренний рассказ о детстве, годах становления, начале войны.
Лев Семёнович (при рождении - Лейб Шмеркович) родился 23 февраля 1923 года в Белорусской ССР, Витебской области, городе под названием Городок. Окончил Первое ульяновское танковое училище, Академию бронетанковых и механизированных войск, Башкирский государственный университет. Завершил войну командиром роты тяжёлых танков. Был награжден Орденом Отечественной войны II степени.
«Я родился в маленьком еврейском местечке под Витебском, - рассказывал Лев Семенович. - Рано, в четыре года, пошел в хедер, затем окончил семь классов еврейской школы, где учился на «отлично». С восьмого класса перешел в русскую школу.
Мы безмерно любили своих родителей, я никогда не мог сказать своей маме «нет» или «не могу». Жили очень скудно, с апреля ходили босиком, а где-то в конце апреля папа шил бурки из кусочков, и мы пытались подогнать для ношения разноразмерные калоши. Но не дай Бог маме или отцу было узнать, что я где-то плохо учусь! У нее было образование в полтора класса, у отца было два. Он, правда, воевал в Первую мировую войну, был в плену.
Когда мы переехали в Витебск, две трети улицы были еврейскими. Все говорили и на идише, и на русском языке, и очень дружили. Сколько себя помню, я умел верхом на лошади ездить без седла; играл за детскую, а потом юношескую сборную Витебска, а затем - сборную Белоруссии по футболу. Хоккей, лыжи, плавание, - всем этим мы занимались постоянно.
Мы росли, зная, что, будучи евреями, не должны никоим образом позорить свое имя. Я не имел права учиться хуже остальных, хотя маме было все равно, тройку я получил, четверку или пятерку. Я не имел морального права быть слабее других.
В 1940 году я с отличием окончил школу. Никогда не думал, что буду учителем, но в Витебске существовало только три вуза, одним из которых был педагогический. Я поступил на физико-математический факультет, в мае досрочно сдал экзамены на первый курс и поехал пионервожатым в пионерлагерь. Лет мне тогда было «много» - шестнадцать с половиной.
А 22 июня меня разбудили в два часа ночи и сообщили, что началась война»...
Пройдя нелегкий боевой путь, награжденный медалями и орденом, Лев Семенович не любил вспоминать о войне. Слишком много товарищей он там потерял, слишком много горя и крови видел...
После войны наконец-то появилась возможность завершить педагогическое образование и начать работать по специальности. В 1970-м году Лев Семенович пришел работать заместителем директора по учебно-воспитательной работе в среднюю школу № 114. По его инициативе организовали математические классы для старшеклассников, которые впоследствии Министерством народного образования РБ были объявлены лицейскими. Тогда же открылся уникальный Музей Боевой славы первого фронтового комсомольского эшелона девушек Башкирии. Каждый класс вел переписку с ветеранами, приглашал их на встречи, ездил к ним в гости.
Под руководством Льва Пейсаховича в 70-е годы было создано научное общество учащихся. До сих пор его участники готовят научные работы, работают в конференциях – как в своих, так и в Научно-практических Малой Академии Наук. - Мы преподавали высшую математику, которую проходили на первых курсах институтов, - делится ветеран-педагог Вера Дурнаева, проработавшая в школе около двадцати лет.
«Моя семья была очень бедной, но я окончил вуз. Окончили высшие учебные заведения мои брат и сестра, наши дети, - говорил Лев Семенович. - Почему я должен обижаться на то время, которое было для нас священным и которое прошло? Нас так воспитывали, что лучше нашей страны нет, и никогда не было. И поэтому вместе со словами родителей, друзей, в нас формировалась величайшая ответственность за жизнь нашей Родины».
На фото: Лев Семёнович (Лейб Шмеркович) Пейсахович.
Элла Молочковецкая.