Найти тему
Злой дядька

Берестяные грамоты. Литературный текст

В 2001 году на Воздвиженском раскопе в Торжке была найдена берестяная грамота длины 55,5 см, ширина 9 см.

Прорись берестяной грамоты №17 из Торжка
Прорись берестяной грамоты №17 из Торжка

Перевод на современный язык такой: "Мачехины же дети — это гордыня, непокорность, переченье, высокомерие, хула, клевета, злоумышление, гнев, вражда, пьянство, сатанинские игрища и всякое зло. А грязь — это клевета, хула, гнев, осуждение, переченье, ссора, драка, зависть, вражда, злопамятство, непокорность, злобность, злые помыслы, забавы со смехом и все игрища бесовские; также упивание, ростовщичество, грабеж, разбой, воровство, убийство, напускание порчи, поклеп, отравление, блуд, прелюбодеяние, колдовство".

Необычность грамоты состоит в том, что это не письмо и не деловая запись, что обычно для берестяных грамот. Это - литературный текст. На грамоте записана "Слова о премудрости" знаменитого писателя и проповедника XII века Кирилла Туровского. (Впрочем, некоторые исследователи считают, что это произведение ему приписывается.) Сам Кирилл Туровский использовал в свою очередь одно из слов Иоанна Златоуста.

Православный богослов Кирилл Туровский жил в середине XII века, некоторое время был епископом Турова. (Сейчас город Туров находится в Гомельской области.)

Его труды были настолько известны, что кто-то считал его даже автором "Слова о полку Игореве", хотя Кирилл умер в 1182 году, а поход Игоря Святославича был в 1185...

Стратиграфическое датирование даёт 70-е - сер. 90-х гг. XII в.. Палеография и графика грамоты указывают на 1160-е - 1210-е гг. Следовательно, не исключено, что текст был написан на бересте ещё при жизни Кирилла.

Ещё одна необычность грамоты заключается в том, что несмотря на свои огромные размеры, она лежала не свернутой в рулон, а в горизонтальном положении со свёрнутыми краями.

Грамоты типа рассматриваемой, вероятно, хранились не в виде рулонов, а в развернутом состоянии. Чтобы удержать так упругие листы, их, по-видимому, необходимо было при хранении покрывать сверху дощечкой. Понятно, что таким способом можно было хранить и не один берестяной лист, а хоть целую кипу.

Прямой аналогией здесь могут служить комплекты записей (иногда даже с иллюстрациями) на пальмовых листах, составлявшиеся в средневековой Индии. Серия таких листов обрезалась в виде сильно вытянутых прямоугольников единого размера, причем в двух строго определенных точках прямоугольника прорезались небольшие круглые отверстия. Эта серия заключалась между двумя досками того же размера, нижняя из которых имела шпеньки, проходившие сквозь отверстия листов. Образцы таких комплектов можно видеть, например, в Далемском музее в Берлине.

Похоже могли оформляться и записи на бересте. Так в рукописях V-VII вв. на бересте, найденных в 1931 г. в Гильгите (Кашмир), листы, размером 30×8 см, складывались стопкой, один на другой, и зажимались между двух дощечек, по размеру равных листу рукописи.

При написании поста автор активно пользовался материалами с сайта gramoty.ru.