Найти тему
MAD TOSBY

Новый триллер «Тёмное наследие»: стоит ли смотреть?

Фото ©️ Вольга
Фото ©️ Вольга

В он­лайн-ки­ноте­ат­рах уже дос­ту­пен но­вый фильм Во­на Стай­на, ре­жис­сё­ра «Кон­че­ной» с Мар­го Роб­би. О том, ка­кой по­лучи­лась вто­рая пол­но­мет­ражная кар­ти­на-трил­лер вче­раш­не­го де­бютан­та, рас­ска­зыва­ет Ксе­ния Мас­ленни­кова

При стран­ных об­сто­ятель­ствах не­дале­ко от сво­его лет­не­го до­ма уми­ра­ет Ар­чер Мон­ро (Пат­рик Вар­бертон) — вли­ятель­ный де­лец и об­ла­датель круп­ных ка­пита­лов. Сог­ласно за­веща­нию, его до­чери, ок­ружно­му про­куро­ру Ло­рен Мон­ро (Ли­ли Кол­линз), дос­та­ёт­ся не­боль­шое де­неж­ное нас­ледс­тво (не­боль­шое — по срав­не­нию, нап­ри­мер, с её бо­лее удач­ли­вым бра­том) и та­инс­твен­ный па­кет. Со­дер­жи­мое па­кета при­водит Ло­рен к под­земно­му бун­ке­ру, в ко­тором уже око­ло трид­ца­ти лет си­дит в зак­лю­чении слиш­ком мно­го зна­ющий та­инс­твен­ный нез­на­комец (Сай­мон Пегг).

Вто­рой пол­но­мет­ражный фильм-трил­лер Во­на Стай­на «Тём­ное нас­ле­дие» (2020), ав­то­ра той са­мой «Кон­че­ной» (2018) с Мар­го Роб­би в глав­ной ро­ли, име­ет уже мно­го раз об­ка­тан­ную схе­му по­вес­тво­вания в ду­хе «Граж­да­нина Кей­на» (1941) Ор­со­на У­эл­лса. По­доб­но жур­на­лис­ту из «Граж­да­нина», Ло­рен шаг за ша­гом рас­кры­ва­ет двер­цы шка­фов со ске­лета­ми, уз­на­вая но­вые под­робнос­ти о лич­ности от­ца и до­бав­ляя всё но­вые штри­хи к его пор­тре­ту. На­бор те­невых штри­хов то­же дос­та­точ­но стан­дар­тный: не­вер­ность суп­ру­ге и, как следс­твие, внеб­рачный сын, сок­ры­тие неп­ре­думыш­ленно­го убий­ства, не­закон­ные ма­хина­ции, под­куп го­лосов для сы­на-по­лити­ка У­иль­яма Мон­ро (Чейс Кро­уфорд). Бу­дучи ок­ружным про­куро­ром и за­щит­ни­цей ин­те­ресов бед­ных (кста­ти, наз­ло от­цу, ко­торый хо­тел, что­бы дочь за­щища­ла ин­те­ресы ком­па­ний), глав­ная ге­ро­иня ни­как не мо­жет при­мирить­ся с этой вне­зап­но вскрыв­шей­ся прав­дой. Но что де­лать?

Фото ©️ Вольга
Фото ©️ Вольга

С са­мого на­чала кар­ти­на соз­да­ёт «при­ят­ное ощу­щение тай­ны», за­тяги­вая зри­теля в прос­мотр. От­кры­ва­ет­ся фильм па­рал­лель­ным мон­та­жом трёх те­мати­чес­ких эпи­зодов: Ло­рен на го­сударс­твен­ной служ­бе в ка­чес­тве про­куро­ра, Ло­рен на про­беж­ке и Ар­чер Мон­ро, бе­гущий к ма­шине с от­дышкой и крас­ны­ми гла­зами. В этот мо­мент зри­тель не зна­ет ни­кого из пер­со­нажей: эти лю­ди для не­го нез­на­комы и свя­заны меж­ду со­бой ги­поте­тичес­ки, а вот как они свя­заны… Смот­рим даль­ше. Ли­нию не­яс­ности про­дол­жа­ет за­гадоч­ное ви­де­опос­ла­ние от­ца Ло­рен, со­об­ща­ющее о не­ко­ей тай­не, ко­торую она дол­жна хра­нить и унес­ти с со­бой в мо­гилу. Зри­тель за­ин­три­гован — что же за тай­на та­кая? Имен­но в это вре­мя Ло­рен на­ходит за­гадоч­ный бун­кер с не ме­нее за­гадоч­ным оби­тате­лем: пос­ледний ока­зыва­ет­ся не силь­но раз­го­вор­чи­вым, на­мекая, мол, да, я знаю од­ну тай­ну, свя­зан­ную с тво­ей семь­ёй, но те­бе её я не ска­жу, по­ка не вы­пол­нишь мои ус­ло­вия. И за­ин­три­гован­ный зри­тель про­дол­жа­ет смот­реть даль­ше. Так, от од­ной тай­ны к дру­гой, вмес­те с глав­ной ге­ро­иней зри­тель до­бира­ет­ся до по­бед­но­го кон­ца, прип­равлен­но­го вне­зап­ным, но и в то же вре­мя очень ожи­да­емым сю­жет­ным по­воро­том.

Фото ©️ Вольга
Фото ©️ Вольга

Без сом­не­ния, гла­венс­тву­ет в этом филь­ме ду­эт «Ли­ли Кол­линз — Сай­мон Пегг». Об ак­тёр­ской иг­ре Кол­линз ска­зать что-ли­бо пред­став­ля­ет­ся труд­ным: пер­со­наж, ко­торо­го она иг­ра­ет, не от­ли­ча­ет­ся ка­кой бы то ни бы­ло осо­бен­ностью ха­рак­те­ра или его из­ме­нени­ем во вре­мя про­ис­хо­дящих со­бытий. Да, глав­ная ге­ро­иня пе­режи­ва­ет тя­жёлый этап в жиз­ни — смерть от­ца, ос­тавлен­ные им тай­ны, се­мей­ная жизнь, ба­лан­си­ру­ющая на гра­ни. И эмо­ции она то­же склон­на ис­пы­тывать — она злит­ся, пу­га­ет­ся. Од­на­ко вы­делить что-то кон­крет­ное ни в иг­ре ак­три­сы, ни в са­мом пер­со­наже не по­луча­ет­ся, так как об­раз вы­рисо­ван не са­мый чёт­кий. Пря­мо про­тиво­поло­жен ей Сай­мон Пегг, прев­ра­тив­ший фи­нал филь­ма в пер­со­наль­ный бе­нефис. Прав­да, при всей его ве­лико­леп­ной ра­боте с ми­микой, жес­та­ми и плас­ти­кой (на­вер­ня­ка и ин­то­наци­ей, но здесь слож­но су­дить, ибо дуб­ляж), конс­тру­иру­ющи­ми бе­зумие и об­на­жа­ющи­ми ис­тинную сущ­ность его ге­роя, пер­со­наж этот то­же рас­крыт, к боль­шо­му со­жале­нию, не­дос­та­точ­но пол­но.

Как ре­зуль­тат, «Тём­ное нас­ле­дие» по­лучи­лось креп­ким и неп­ло­хим филь­мом на ве­чер. Сто­ит пов­то­рить, что это все­го лишь вто­рой пол­но­мет­ражный фильм ре­жис­сё­ра (тем не ме­нее не сов­сем но­вич­ка в ки­но­ин­дус­трии: до на­чала сво­ей ре­жис­сёр­ской карь­еры Стайн мно­го лет ра­ботал ас­систен­том ре­жис­сё­ра), и в про­цес­се прос­мотра соз­да­ёт­ся ощу­щение, что кар­ти­на — это доб­ротная, лад­но скле­ен­ная дип­ломная ра­бота вы­пус­кни­ков ки­нема­тог­ра­фичес­кой шко­лы. Это под­твержда­ет и спи­сок соз­да­телей: са­мые, по­жалуй, важ­ные по­зиции, от ко­торых во мно­гом за­висит це­лос­тность филь­ма, за­няты фак­ти­чес­ки де­бютан­та­ми — на­бира­ющим опыт ре­жис­сё­ром Во­ном Стай­ном и на­чина­ющим сце­нарис­том Мэттью Кен­не­ди. Да, за ос­но­ву взя­та стан­дар­тная схе­ма, да и при­ёмы, ко­торые ис­поль­зу­ют­ся, то­же стан­дар­тны, но фильм в це­лом ос­тавля­ет спо­кой­ное впе­чат­ле­ние от прос­мотра. По­жела­ем ре­жис­сё­ру уда­чи с треть­им филь­мом (ко­торый уже на­ходит­ся на ста­дии пост­про­дак­ше­на) и по­наде­ем­ся, что с ним он рас­ка­ча­ет своё мас­терс­тво ещё боль­ше.