Фильм перевели, как «Дело храбрых», но кажется, лучше уж калькой, но всё же так перевести название «Only the Brave».
Неожиданно хороший, красивый и проработанный фильм на тему, на первый взгляд не очень интересную. О команде пожарников, что работают с лесными пожарами. Снимал фильм Джозеф Косински (Трон: Наследие, Обливион). Звёздный актёрский состав: Джефф Бриджес, Джош Бролин, Майлс Теллер, Энди МакДауэл и Дженнифер Коннелли. Из менее известных, но тоже хороших актёров — Джофф Стульц (сериал «The Finder», спин-офф «Костей») и Джеймс Бэдж Дейл (Железный Человек 3). Картина красиво снята и драматически выверена. Это всё, что я могу сказать о фильме, не пускаясь в детали и спойлеры. Кино не шедевр, но одно из лучших, что я видел в этом году. По возможности, если верите мне на слово, сначала посмотрите этот фильм, а потом читайте дальше.
Подумай ещё раз, пожалуйста. Уверен? Ладно.
Фильм основан на реальных событиях, когда во время лесного пожара неподалёку от города Ярнелл в 2013 году погибли девятнадцать человек команды Granit Mountain Hotshots (сложное для перевода слово hotshot — это особое обозначение элитных пожарных, которые занимаются как раз лесными пожарами; они выезжают на пожары по всей Америке и чаще всего не занимаются непосредственным тушением пожаров; они делают огородительные полосы вырубки и контролируемого поджога, чтобы пожар не пошёл дальше; а Granit Mountain — это гора, неподалёку от которой базировалась команда, про которую сняли кино). Один из них выжил лишь потому, что в результате особых обстоятельств отбился от группы. Большая трагедия, и одна из самых больших потерь среди пожарников с теракта 9 сентября 2001 года.
Я об этом не знал*, и когда фильм подошёл к своему логическому завершению, меня малость на лоскуты порвало. Я очень давно не был в таком состоянии эмоционального опустошения после просмотра кино. Вероятно, потому что обычно с трагедиями всё понятно, перед нами всё же сюжет, придуманный человеком, и это можно заметить. Здесь же... Трагедия написана реальными событиями, и, как обычно с такими ситуациями, от этого становится искренне тоскливо. Когда череда случайностей и мелких ошибок приводит к ужасной судьбе, которую не избежать, с которой ничего не сделать.
До просмотра фильма я очень скептически относился к термину «вина выжившего». Если что, это когда в катастрофе общей трагической участи избегает один или несколько человек. Просто так складывается. И на человека обрушивается комплекс вины, что это я должен был погибнуть, а они выжить. И я обычно смотрел на воплощение этих случаев в кино, как на довольно странную ситуацию. Я вроде как понимаю, что мне показывают, но я этого не чувствую. Не чувствовал до просмотра Only the Brave.
Но это всё в финале картины. С чего всё начинается? Молодая перспективная команда пожарников находится уже год в статусе «стажёров». Они идеально, слаженно работают, у них отличный командир Эрик Марш (Джош Бролин), который разбирается в лесных пожарах, как в своих пяти пальцах. Но любой серьёзный пожар, и их задвигают «профи», получившие статус hotshots. И вот Эрик нанимает ещё нескольких новичков и пробует получить этот элитный статус. Дело непростое не только потому, что он упрямый и себе на уме. Его команда находится на бюджете у города Прескотт, хотя обычно все hotshots относятся к федеральным службам. Но разве такие мелочи могут остановить целеустремлённого человека?
Среди новичков второй главный герой фильма, Брендон МакДона (Майлс Теллер). Хороший пожарник, но посредственный человек. Будучи метамфетаминовым наркоманом, он вдруг получает новость — его бывшая подруга забеременела от него. И вот теперь он отец, что меняет его жизнь. Он решает взяться за голову. Эрик, по некоторым намёкам сам когда-то употреблявший, даёт парню шанс. И не жалеет об этом.
Стоит заметить, что здесь фильм мне в первый раз очень вкатил отсутствием клише про наркоманов. Когда начали вводить персонажа Брендона, я подумал, что сюжет пойдёт по классической тропинке борьбы бывшего «нарика» за трезвость. Но нет, всё не так, история пошла другим, не столь истоптанным путём, что не могло не радовать.
И вот Эрик Марш вместе с дополненной командой проходит первые испытания, получает заветный статус и приступает к «настоящей» работе. Дальше рассказывать не буду, но там где-то ещё минут сорок из общего двухчасового хронометража, посвящённые развитию отношений в команде.
Поначалу кажется, что время фильма искусственно растянуто без особой на то причины, но финал расставляет всё по местам. Режиссёр Джозеф Косински вместе со сценаристом Кеном Ноланом планомерно выстраивают мысль о том, что никакая подготовка, никакой профессионализм не может спасти от непредвиденных обстоятельств. От пресловутого форс-мажора. Команда Эрика Марша показана одной из лучших бригад пожарников на всю страну. Они молодцы, они потрясающие мастера своего дела и просто хорошие люди. И ничто из этого не спасёт их от ужасной гибели в огне. Выживет лишь Брендон, и выживет не потому, что он неопытный или слабохарактерный. Нет, просто потому, что ему «повезло». В контексте чувства вины и вообще ситуации слово «повезло» выглядит грубой насмешкой.
Не хочется вдаваться в другие детали. В фильме много интересных маленких нюансов. Отношения Эрика Марша с женой, настроения в бригаде пожарников. Отдельно ещё можно вспомнить про два коротких метафорических отрывка, силящихся показать природную мощь лесного пожара... Всё это очень важно и это дополняет фильм. Но в основе его эта тоскливая, рвущая на части трагедия, впечатления от которой я даже не могу в слова облечь в полной мере. Поэтому в тексте так много довольно однотипных слов про ужас и тоску.
Фильм очень тяжело бьющий по чувству сопереживания. Я не был к такому готов, и не уверен, что к этому вообще можно подготовиться.
Это такое кино, что заслуживает очень большой похвалы, но советовать я его вам не могу. Как знать, хотите ли вы проживать такую историю.
И я знаю, что это противоречит заявлению в начале я советовал сначала посмотреть фильм, а потом уже читать текст. Ну... Фильм-то хороший. А я всё равно не верю, что кто-то пойдёт сначала смотреть, а потом вернётся читать.
Считайте, что это ложь во благо формирования вашего багажа зрительского опыта.
* если вдруг вас мучает вопрос, почему я смотрю фильмы, не читая аннотаций, то на то есть несколько причин. Во-первых, потому что чем меньше я знаю о фильме до его начала, тем меньше у меня ожиданий, тем меньше внешнего влияния на восприятие фильма. Тем больше удовольствия я от него могу получить. Во-вторых, потому что часто решаю посмотреть фильм не из-за аннотации, а просто по наличию в съёмочной команде интересующих меня творцов. В данном случае я несколько раз попадал на этот фильм, когда смотрел, что снимал Джозеф Косински кроме Трона и где снимался Джефф Бриджес в последнее время.