Найти тему
Магистр 20

Ребёнок - отец мужчины

Это афоризм одного умного человека. В самом деле, только ребенок помогает мужчине понять, что есть что-то более важное, чем его жизнь, его планы и его пацанские забавы.

Мать кормит, дарит нежность, растит душу, отец — формирует, готовит к реальной жизни. Много чему учит: плавать, забивать гвозди, пилить-строгать, защитить женщину, пить и не пьянеть. Если сын лет в 10 увидит армейский альбом отца, ему потом и в голову не придет откосить от армии.

Но мать любит ребенка как часть себя, невзирая на то, хорош он или плох, а отец — чаще всего только за что-то. Сначала за послушание, потом за желание быть на него похожим. Это требует дьявольского терпения. Соответствовать чьим-то ожиданиям, пусть даже это сам отец, трудно, потому что каждый человек настроен, прежде всего, на свои ожидания насчет себя.

Самое страшное наказание у дворян было лишение отцовской любви. А угроза лишения этой любви — самое ходовое воспитательное средство. Хотя, наверное, так было не только у дворян. Но сейчас это уже не действует.

Каждый ребенок воспитывается в трех координатах: можно — нельзя — нужно. Мать может повлиять в первых двух координатах. Может, но не обязательно это у нее получится. Третья координата — во власти только отца. Хотя и первые две — отчасти — тоже. Но эта третья координата — самая главная.

Нас воспитывали с мыслью, что долг — это чувство. Так нам и говорили: чувство долга. Но прав Н. Шелгунов: долг — не чувство, но принцип! Чувство можно внушить, а принцип можно только выработать. И выработать только требованием. Мать чаще всего не умеет требовать; наверно, не женское это дело. Это дело мужское. Отца.

источник-фото из поиска
источник-фото из поиска

Психология утверждает, что есть два вида любви. Инфантильная любовь – я люблю, потому что меня любят. И зрелая любовь – меня любят, потому что я люблю. Всякое обобщение хромает, и все же рискнем сделать вывод. Если у матерей чаще всего любовь зрелая, то у отцов – инфантильная. Точнее, неосознанно инфантильная, но от этого не менее непреодолимая.

Мы, русские, несмотря на провал в рождаемости, остаемся самым большим белым народом мира. Нас 300 с лишним миллионов, у себя в стране и по всему миру. То есть, с количеством у нас не все потеряно. Но вот качество... А это вопрос удержания русскими статуса народа, образующего и скрепляющего государство. И это вопрос культурного выживания.

Мы раздражаем западную цивилизацию своими природными богатствами и неумением — с их точки зрения — правильно ими распорядиться. Что ж, мы должны доказать, что это не так. И это — без вариантов.

Мы раздражаем также поведением наших граждан (среди которых немало «хозяев жизни») с признаками моральной невменяемости. На этот счет очень точно сказал недавно наш президент: «У России самый главный соперник – она сама». Перефразируя, можно сказать: «Самые главные враги россиян – они сами, с их не лучшими качествами». Которые, добавим, вполне преодолимы. Надо только поставить перед собой эту цель.

(Из книги "Истоки воспитания")

Ставьте лайки - только так заметки остаются в ленте, подписывайтесь, пишите свои мысли.