Найти тему
Павел Лунин

"Волшебные пилюли" для менеджеров.

Почему менеджеры и предприниматели подсаживаются на «Волшебные пилюли» и как избавляться от этой пагубной зависимости.

Кадр из кинофильма "Матрица" (The Matrix) Warner Bros. Entertainment Inc.
Кадр из кинофильма "Матрица" (The Matrix) Warner Bros. Entertainment Inc.

Часть 1.

Время чтения 5 минут.

Этой публикацией начинаю серию о диагностике и методах лечения зависимости от простых и универсальных решений в бизнесе и управлении.

Для начала – немного скучной теории.

Теоретики бизнеса представляют развитие любого бизнеса в виде кривой. Эту линию называют ещё кривой развития или жизненным циклом компании. Эта линия проходит через несколько переломных точек. Если вы предприниматель или топ-менеджер, то без труда определите отрезок кривой, на которой сейчас находится ваш бизнес.ак должна выглядеть модель жизненного цикла бизнеса в учебнике.

Так выглядит модель жизненного цикла бизнеса в учебниках.
Так выглядит модель жизненного цикла бизнеса в учебниках.

На одной из конференций я увидел сравнение жизненного цикла компании с процессом запуска ракеты в космос. Это сравнение показалось мне очень наглядным. Судите сами.

-3

Самый романтичный период в жизни компании – стартап. Бурная деятельность, ожидания неудержимого роста, предпринимательский задор – вот топливо для ракеты бизнеса. Ракета заправлена, готова к запуску, 3-2-1… Поехали!

Ракета бизнеса вздрагивает, и со страшным рокотом, сотрясаясь отрывается от стартовой площадки. Отрабатывает первый стартовый двигатель собственных сбережений… Пшикает, ярко и мгновенно сгорая, ступень пожертвований родных и близких… Отстреливается вторая ступень заёмного капитала…

Предположим, что предприниматель и его команда выдержали старт. Ракета не сгорела от перегрева. Капсула с астронавтами пережила разрушающую вибрацию на этапе выхода через плотные слои атмосферы стартапа. У двигателей хватило финансового топлива для преодоления притяжения обязательств. Запчасти, которые купили на алиэкспрессе для экономии, не успели перегореть или развалиться. Добро пожаловать в стратосферу! Теперь команда стала ближе к звёздам большого бизнеса.

До выхода на стационарную орбиту наступает период инерционного роста. Сначала неудержимый, как и ожидалось. В невесомости проще продвигаться вперёд, сопротивления почти нет. И кажется, что так будет всегда. Но нет.

«Объект или остается в покое или продолжает двигаться с постоянной скоростью, если не действует внешняя сила».
Сэр Исаак Ньютон (трактовка первого закона движения – закона инерции)

Если вспомнить законы физики, то станет понятно, что невесомость, кажущаяся свободой, на самом деле есть всего лишь очень медленное, но планомерное и неостановимое движение по ниспадающей орбите.

Но командиру корабля пока ещё рано думать об этом. Нет времени и желания предполагать, что ваш космических масштабов проект когда-то придётся затопить в океане, как известную советскую орбитальную станцию. Кривая жизни бизнеса выходит на плато стабильности. Обычно, этот этап развития занимает от года до нескольких лет. Так было раньше.

Вернёмся с околоземной орбиты на бренную землю. Сейчас мы имеем моментальный доступ к любой информации в сети и охотно делимся этой информацией. Конкурентные преимущества, которые обеспечивали бурный рост бизнеса раньше, сейчас быстро могут быть скопированы конкурентами уже на следующий день. Весь жизненный цикл компании часто сжимается до нескольких месяцев. Особенно, этап стабильности, так привлекательный для всех предпринимателей.

Нашёл уникальный товар, наладил поставку, создал лендинг, загнал трафик, снял сливки…. Через месяц ты уже на второй странице поиска, сотни сайтов предлагают тех же уникальных говорящих хомяков или летающих рыб. А в это время в Китае сто миллионов китайцев на тысячах заводов штампуют твой уникальный товар со скоростью пулемётной очереди.

Открыл уникальное кафе южно-африканской кухни, пригласил аутентичного гуру шеф-повара, возишь жирафятину самолётом прямо из Кейптауна… Бац, и через месяц похожие ларьки на каждом шагу, южане имитируют африканцев, за жирафятину спокойно выдавая трёхдневную свинину с соседнего рынка.

Самый эффективный канал коммуникации с потребителем – интернет. Эту истину нам активно продают Яндекс и Гугл. И делают это очень успешно, на уровне новой религии. Поэтому цена клика по объявлению растёт вместе с ростом количества новообращённых специалистов по диджитал-маркетингу. Поисковые гиганты выпускают их тысячами, лишь бы те формировали мнение, что все покупатели уже давно в сети и ищут товары только там.

Чтобы придать уникальности предложению, времени нет совсем, поэтому конкурируют компании исключительно ценой. Одинаковые товары одинаково рекламируются в одинаковых местах.

Другие внешние факторы тоже никак не способствуют мирному и стабильному существованию предприятия. Скорее наоборот – добавляют седых волос на головы собственников и управляющих.

Модель «Пяти сил» Майкла Портера
Модель «Пяти сил» Майкла Портера

Невозможно задержаться в переходной точке, так как на компанию оказывают влияние все внешние силы. Не только проворные конкуренты, но и косячники-поставщики. И скупердяи-клиенты и не в меру изобретательные в законотворчестве власти. Поэтому изменения будут происходить в любом случае. Без изменений нет прогресса. Каждый переломный момент – кризис. По сути, весь бизнес превращается в серию кризисов.

В каждой из переломных точек, предпринимателю и его команде необходимо принимать решение, от которого зависит будущее компании – пойдёт ли бизнес вверх или покатится вниз.

О том, что оказывает негативное влияние на принятие управленческих решений - в следующей пубикации...

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц