Найти тему

Как режим ХЗ влияет на нашу речь

Заметки филолога

Речь пойдет о тех удивительных нововведениях, которые вошли за этот период в русский язык. Кратко остановлюсь на основных моментах.

Картинка взята из откытых источников
Картинка взята из откытых источников

1. Вы, наверное, заметили, как кардинально поменяли коннотацию некоторые слова, с позитивной на негативную. Такое радостное и жизнеутверждающее слово, как ОПТИМИЗАЦИЯ, приобрело резко негативный оттенок. «Оптимизировать что-либо» – теперь означает безнадежно испортить, провалить, сломать. Оптимизированному предмету или явлению место на свалке, а «оптимизированный человек» – ясное дело, уже не жилец. Предположу, что в современной литературе разочарованный герой в финальной реплике вместо «Карету мне, карету!» может горестно воскликнуть: «Как же вы меня, бл..ть, заоптимизировали! Я оптимизируюсь нафиг из этого мира!»

Словосочетание «умный город», вроде бы не таящее в себе ничего опасного, сейчас вызывает дрожь в коленках и ужас, подобно словам «концлагерь», «гестапо», «гауляйтер».

Сочетание двойной «С» звучит как уже знакомое старшему поколению тревожное «Эс-Эс», и страшнее может быть только тройное «С», например, «СССобянин».
Досталось и ни в чем не повинному английскому языку, который в глазах русских безвозвратно потерял добрую репутацию двух букв своего алфавита –
Q и R. Можно предположить, что слова “quick” и “response” отныне исчезнут из учебников английского языка и будут приравнены к жесткому сквернословию, по сравнению с которым “fuck” – это просто детский лепет.
2. Эпоха пандемии принесла богатый урожай аббревиатур, сравнимый разве что с постреволюционной страстью называть все абракадабрами из нескольких букв. Подобно тому, как сто лет назад в обиход входили ГОЭЛРО, РабКрИн, РЭМ, МЭЛС и даже Даздраперма (женское имя, в расшифровке – Да здравствует Первое мая), в современную действительность ворвались МЭШ и РЭШем (страшно неприличные слова из трех букв), а на подходе уже ВДУЛ (Всероссийский Документ Удостоверяющий Личность) и, видимо, следует ожидать введения документов нового образца: Полная И Законодательно Документированная Единая Цифровизация (П…Ц) и Законодательный Акт Единой Безвариантной Альтернативы Личности и Индивидуальности (ЗА..АЛИ).
3. Изменение значений слов сопровождает нас в течение всего последнего месяца. Например, САМОИЗОЛЯЦИЯ, ранее обозначавшая добровольную изоляцию (а сочетание «добровольная самоизоляция» – вообще считалась тавтологией), теперь приобрела новое значение, а именно, «принудительный домашний арест, караемый штрафом». Сам ШТРАФ (ранее: «узаконенное наказание за правонарушение») кардинально изменил смысл. Теперь штраф – это когда представители власти незаконно берут деньги с человека за то, что они, представители власти, нарушают конституционные права этого человека (например, право на свободу передвижения). Предлагаю внести это новое определение в словари, чтобы граждане не путались в терминах.


Еще одно новое значение приобрело слово «
БАНК». Особенно – «СБЕРБАНК». Вы думаете, банк – это место, где деньги? А вот и нет. Сбербанк – это теперь все. Вам нужна он-лайн консультация врача? Это в Сбербанк. Не знаете, чем занять детей на карантине? Сбербанк предоставит список интересных и полезных занятий. Раздумываете, что приготовить на ужин? Здесь точно Сбербанк не ошибется. Поссорились с женой? Ну кто, как не Сбербанк, поможет! И еще много, много разнообразных функций… Остается непонятным, почему эта организация до сих пор не поменяла название. Почему не переименовалась в «Ваше всё» или «Наместник Всевышнего на Земле». А то нам лечиться в банке непривычно. Хочется принимать пищу в столовой, а оперировать в операционной. Хотя, возможно, Айседора Дункан в кабинете обедает, а в ванной режет кроликов…
4. Возникновение названий, обозначающих несуществующие явления. Прежде всего, это «ДИСТАНЦИОННАЯ МЕДИЦИНА» и «ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ». Друзья, ни того, ни другого не существует. Есть самолечение и есть самообразование. Это когда человек берет справочники, учебники, интернет-сайты и все, что попадется ему под руку, и начинает проводить над собой эксперимент: научусь-не научусь, выживу-не выживу. А для настоящего, всамделишнего образования и нормальной медицины нужны специально обученные люди – врачи и педагоги, которые вот прямо рядом, со своей помощью, опытом и поддержкой, а не в виртуальной реальности. Так что ни лечиться, ни учиться дистанционно нормально не получится, равно как и заниматься виртуальным сексом. Как ни крути, все равно онанизм, прошу прощения за метафору.
А знаете, что самое удивительное? Это то, с какой готовностью и покорностью народ ассимилирует эти новые уродливые слова в языке. Примерно так же, как мы
смиряемся с принудительным изменением нашей жизни, с вторжением в свободу личности. Никому и в голову не придет возмутиться или хотя бы поинтересоваться – кто, кому и каким образом ВДУЛ?


Друзья, давайте спасать наш русский язык. Он и правда в опасности – во власти лживых определений, навязанных значений с искажением смысла. А там, глядишь, может и сами спасемся.

Анна Горнастаева

Группа Против закрытия детской поликлиники 131 ф 4 (Москва, пр. Вернадского, 101к4) в социальных сетях:

YOUTUBE.COM

В контакте

В Фейсбуке

В телеграм t.me/p131f4

В твиттере

В инстаграм

Присоединяйтесь!

Петиция против закрытия детской поликлиники

ОПТИМИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КАСАЕТСЯ КАЖДОГО

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц