Как управиться со шквалистым ветром
Сегодня в обед пошла в магазин. Все в магазине есть и даже много больше. Казалось бы, все мирно. Нет ограничений по времени нахождения в магазине, по количеству товаров, которые можно купить и еще каких-то таких же моментов.
Но не тут то было. Вдруг в очереди на кассу прилично выглядящий мужчина под два метра ростом начинает орать дурным голосом, что у него время деньги, бабы идиотки, а невысокого роста приятной полноты женщина перед ним извиняется. Он распаляется все больше, орет матерные слова в адрес этой маленькой женщины, которая к этому моменту уже убежала взвесить фрукты, обвиняет ее в потенциальных пристрастиях к алкоголю и прочим злоупотреблениям. Обращение к нему охранника с просьбой успокоиться заканчивается новой волной ярости и обвинением этого охранника в том, что охранник “понаехавший” и прав у него нет “чистокровного москвича” останавливать (звучит почти как чистопородного жеребца). Женщина вернулась через две минуты. Тут у чистопородного случилась третья волна ярости,а его лицо (или все-таки уже морда) стала багровой.
К агрессии я отношусь как к любой эмоции. В агрессии очень много силы, энергии. Пожалуй, я могла бы сравнить агрессию с ураганом, насколько быстро, сильно и стихийно он действует.
Часто клиенты говорят о том, что гнев вспыхивает резко и быстро и они не успевают справиться с ним. Но когда ситуация разобрана по деталям становится понятно в какой точке было “мирное небо”, в какой “появился ветерок”, в какой “ветер стал шквалистым”, в какой уже пришел “смерч”, а в какой “ураган”.
На какой стадии замечаете в себе гнев?
Умеете осознавать кому он на самом деле адресован?
Остановился в своей ярости этот мужчина только после получения фразы “Мужчина, вы ведете себя крайне неприлично!”, сказанной с весом в тонны три.
В ситуации в магазине очень наглядно было видно как с человека стерся тонкий налет цивилизации, как злость трансформировалась в гнев, а затем стала яростью. В ситуации с магазином очень характерно было, что эмоции мужчины были намного более сильными чем обстоятельства, которые их вызвали. Он использовал грубую брань, обобщения, извинения распаляли его еще больше, провокационные выходки в отношении “понаехавших” - все это есть признаки внутренне раскормленного гнева, который превращает человека в “бешеного лося, несущегося по горящему лесу”. Из такого наполненного гневом человека все выливается в тех ситуациях, которые он для себя считает безопасными. Ведь безопасно орать с высоты своего роста на вежливую, извиняющуюся женщину, на “понаехавшего”, на “дрищеватого вида мужичонку”. А противодействие с человеком с равными или превосходящими силами такой человек и затевать не станет, как бы он не злился (например, на начальника или в отношении физически более крепкого и пр.)
Виды агрессивных действий можно описать по следующими основным шкалам: активная - пассивная, прямая - косвенная, физическая (действия) - вербальная (слова) и их комбинациями.
Прямая агрессия направлена против объекта или человека. Косвенная выражается в действиях, которые адресуются другому лицу (шутки, сплетни и пр.). Физическая агрессия предполагает использование физической силы, физических действий для проявления агрессии, а вербальная проявляется через слова, речь, ругань, угрозы. Для активной агрессии характерны действия, слова, выражающие ее, для пассивной - отказ, игнорирование, невыполнение.
Также выделяется отдельно аутоагрессия, которая направлена против себя.
Распознаете в себе, когда гнев испытываете на один объект, а выражаете другому?
Причины агрессии достаточно разнообразны.
Иногда агрессия маскирует страх. “Лучшая защита - это нападение”. Целью такого агрессивного поведения является создание безопасной среды. Но обратной стороной такого поведения является одиночество.
Также агрессия является реакцией на пресловутое “нарушение границ”. Хотя тема “что есть нарушение границ” нуждается в отдельном описании.
Желания, которые не удовлетворены сразу, тоже могут стать причиной агрессии. Когда что-либо идет в разрез с надеждой, желанием, “знанием как должно быть”человек также может испытывать агрессию. Чем больше нереализованных желаний, тем выше уровень агрессии и вот “на ровном месте взорвался”.
В обществе не принято выражать гнев. Часто клиенты говорят: “Ну это же отрицательная эмоция”. У эмоций нет оценки, эмоция просто есть. Наше тело помнит все, в том числе и гнев, который человек испытал, но подавил.
Вопрос в том, человек управляет своими эмоциями или эмоция управляет человеком.
Аналогично виндсерфер может легко управляться с парусом при легком ветерке, опытный виндсерфер может сделать достаточно эффективно при более сильном ветре, но даже суперопытный спортсмен не справится с парусом при шквалистом ветре.
Нужно ли бороться с гневом?
На мой взгляд, любая борьба - по сути есть напряжение. При агрессии человек испытывает достаточно сильное напряжение и добавлять к напряжению агрессии еще и напряжение от борьбы малополезно.
Можете ли распознавать первые признаки агрессии? Понимаете кому они адресованы и какая причина их реально вызвала? После серьезных конфликтов сохраняете ли отношения с человеком без причинения вреда своим интересам?
P.S. Фразы в несколько тонн весом очень помогают для потерявших ориентиры “бешеных лосей, несущихся по горящему лесу”.
На каком уровне у Вас удачно получается справляться с гневом (если по школе от 0 до 10, где 0 - полное спокойствие)?
Спасибо, что читаете до конца. Мнения, комментарии, лайки и дислайки приветствуются. Пишите. буду рада обсудить.