Привет, сегодня продолжаем разбирать тему, поднятую в прошлой статье – классификацию постапокалипсиса. Тогда мы начали говорить о разбивке по тематике произведений, загляните, если не читали. Ну а я продолжаю.
- Итак, следующий тип, в котором довольно-таки много написано, это, конечно, фэнтези – постапокалипсис. Когда мир преобразился настолько, что вместо привычной нам реальности появилось нечто радикально, кардинально другое. Так, например, из-за очень долгого воздействия радиации появляются новые расы – не мутанты, как например в том же Fallout, а именно полноценные расы – тролли, гномы, орки. Когда каким-то неведомым образом рождается магия. Ну а времени, само собой, проходит настолько много, что существование нашей с вами цивилизации воспринимается, в лучшем случае, как некий миф.
Примеров масса. Самый популярный, наверное, это Терри Брукс со своими «Летописями Шаннары». Или Марк Лоуренс и его «Разрушенная империя». Или один из современных классиков темного фэнтези – Скотт Бэккер и его цикл «Второй апокалипсис» (хотя там несколько другая концепция – мир пережил один апокалипсис и в ожидании второго)
- Далее постапокалипсис – антиутопия. На самом деле очень многие антиутопии, если разобраться, также входят в постап. И общество в них стало таким не просто так, а заново формируясь после какой-то глобальной катастрофы.
Самый яркий пример это, конечно же, «1984» Джорджа Оруэлла. Действия происходит, если вы не в курсе, на Земле – просто после Третьей мировой войны с активным применением ядерного оружия, в результате которой имеющиеся государства рухнули, а на останках были выстроены новые, та самая троица гигантов: Океания, Евразия и Остазия. Другой пример – роман «Мы» Евгения Замятина. Да даже всем известные «Голодные игры» описывают постапокалиптический мир, изуверское государство появилось на Земле, это не альтернативная реальность.
- Постапокалипсис, где агрессивно настроенный искусственный интеллект порабощает/уничтожает человека. Может быть совершенно разного плана, как с игрой в виртуальный мир так и просто война с участием роботов. Всем знакомый пример, конечно же, Терминатор.
- Выживальческий постап. В книгах такого типа нет роботов, мутантов, зомби или прочих фантастических существ – только люди. Но от этого он не становится менее интересен, ведь упор, зачастую, делается на социальный аспект проблемы. Мир после катастрофы становится очень неуютным, плохим местом, там мало ресурсов и выжившие обитатели звереют на глазах. Мы видим банды, каннибализм, возрожденное рабство. Человек человеку волк, а выжить на самом деле куда сложнее, чем в постап боевичках – говорят, зачастую, нам авторы такого поджанра. Классический пример это «Дорога» Кормака Маккарти.
- Инопланетный постап. В принципе ситуация довольно схожа с агрессивным искусственным интеллектом – инопланетяне разрушают человеческую цивилизацию, а дальше уже возможны варианты. Может, глобальная охота на уничтожение выживших, а может, если вдруг добренькие попадутся, построение какого-то специального режима. Примеры следующие: Рик Янси "5-я волна", из сериалов же - «Рухнувшие небеса»
В принципе, основные тематики мы в двух последних статьях обозначили. Хотя, конечно, фантазия человеческая безгранична. В следующий раз поговорим о самых значимых книгах жанра, ну а на сегодня пожалуй хватит.