Вчера меня случайно (как всегда) занесло в город воинской славы Тихвин. Честно говоря, эта поездка была больше "для галочки" (надо посмотреть город) и состоялась потому, что была оправдана логистически, мои ожидания были скромными и, конечно, увиденное в Тихвине, стало для меня полной неожиданностью. Прямо в центре города, в качестве музейного экспоната воссозданы шлюзы образца начала 19 века.
Тихвинская водная система — одна из трёх водных систем, соединявших Волгу с Балтийским морем, движение по ней было открыто в 1811 году.
Длина пути «Волга-Балтика» через Тихвинскую систему была самой короткой, по сравнению с Мариинским и Вышневолоцким маршрутами. В 1802 году стали рыть каналы, сооружать плотины и шлюзы. В 1811 году Тихвинская водная система была введена в эксплуатацию.
Но, впервые, идея сооружения водной системы, соединяющей Мологу и Сясь, была обозначена ещё в 1712 году Петром I. До строительства тогда дело не дошло — были выбраны другие направления сооружения водных путей.
Современный вид плотины появился в 80-е годы, когда было принято решение воссоздать исторический вид. А сама система перестала функционировать и была закрыта в 1956 году, на данный момент, она не проходима по воде, местами сохранились развалины. Но, хочется поставить памятник тому, кто решил показать потомкам, как это выглядело раньше. В 2005 году экспонат был разрушен паводком, и, с 2012 по 2014 годы шла реставрация. Объект уже является визитной карточкой города, поэтому, конечно, за ним следят и делают всё привлекательнее для туристов: смотровые площадки и настилы позволяют осмотреть плотину и шлюз на трёх уровнях.
Место, с которого открывается прекрасный вид на Успенский монастырь, называется Фишева гора.
При Иване Грозном здесь была деревня, а во время осады монастыря в 1613 году, здесь располагались шведские укрепления.
В 1560 году, по приказу царя Ивана IV, на левом берегу реки Тихвинки был заложен Успенский мужской монастырь.
И вот, она, удивительная связь между городами и людьми того времени, ведь руководство работами поручили новгородскому строителю Фёдору Сыркову, сыну Дмитрия Сыркова. Да да, это те самые Сырковы, о которых я рассказывала чуть раньше в посте в Инстаграм про Сырковский монастырь.
А ещё, надо помнить, что Тихвин когда-то был частью новгородских земель, официально с 1773 года по 1918 год, но, история явно говорит о том, что связь между городами была и ранее.
Вот интересная история. Главной реликвией монастыря является чудотворная Тихвинская икона Божией Матери Одигитрии. Согласно преданию, она в течение 200 лет находилась в Старой Руссе, в Спасо-Преображенском мужском монастыре (или же в Воскресенском соборе города), но была перенесена в Тихвин. Якобы, во время мора в Старой Руссе и Тихвине некоему «благоговейному мужу» было видение свыше, что бедствие прекратится, если иконы Божией Матери в Старой Руссе и Тихвине поменяются местами. После этого список Тихвинской иконы был принесён в Старую Руссу, а старорусская икона — в Тихвин; вскоре после этого мор, согласно преданию, прекратился.
Ещё интересен факт, что тихвинская звонница имеет тот же вид, какой когда-то имела и новгородская, с остроконечными башенками.
Это очень интересно, когда в разных концах страны, видишь идентичные образцы архитектуры, например, один из ярких примеров - гостинные дворы, одинаковые в Новгороде, Вышнем Волочке и, даже за 1000 километров, в Ростове.
Немного о прудах "Таборы" и Захаровском парке. Прекрасное место для отдыха горожан, с видом на монастырь. На прудах сделаны насыпи, и проложены мосты разных форм и типов. Можно начать прогулку от стен монастыря (от парковки), пройти вокруг пруда, по мостам, и вернуться в начальную точку. Пруд населен чайками, утками, видели, также, лебедя и ондатру. По берегам установлены скамейки, можно и погреться на солнышке, и посидеть в прохладной тени, и, судя по наличию людей с удочками, половить рыбу.
Расскажу про дорогу и общие впечатления от города. Как я уже писала, поездку в Тихвин я не планировала, это случилось со мной внезапно. Я оказалась недалеко от Будогощи, а там до Тихвина всего 60 км. Если ехать из Новгорода, то едем обычным путем на Кириши, через Зуево, а перед Киришами не уходим на Волхов, а едем через город прямо до развилки и поворота на Тихвин. Всего от Новгорода 250 км через Кириши и, чуть меньше через Чудово, но люди бывалые говорят, что обещанные 3 часа через Чудово и Будогощь, превращаются в те же 3,5 и по ужасной дороге, я проверять не стала, тем более, Чудовский район сейчас на карантине.
Дорога, в целом, от хорошей до отличной, откровенно не очень только последние 30-40 км перед Тихвином, там нужно быть внимательнее, но если дорогу не подремонтируют в этом году, будет, как пестовское направление "в лучшие годы". Поэтому, когда проезжаем знак начала Тихвинского района, включаем режим повышенного внимания и не гоним, знакам "неровности" верим. Город очень промышленный, оказалось, что здесь расположен огромный вагоностроительный завод, и ещё куча заводов и фабрик, видимо, поэтому, его население, с времён СССР не так сильно сократилось в процентном отношении, как во многих других городах.
Центр уютный, напоминающий о долгой истории города, много старых построек.
Но, также много и современных парков и скверов. Моя оценка, как туристическому объекту, 10 из 10, даже сейчас, а когда откроют музеи и территории монастырей, будет ещё интереснее.