Наталья Ходнева
Выковать настоящее копье или пику, смастерить лук и стрелы, а потом, надев старинные доспехи, отправиться весь этот оружейный набор испытывать в деле — так это же мечта любого мальчишки! Но пока одни мечтают, омские школьники вовсю осваивают это уникальное дело — историческую реконструкцию. Ребята строгают из дерева настоящие походные ложки, делают железные доспехи, соединяя пластины с помощью колец, мастерят колчан, куют наконечники стрел. Не отстают и девчонки — юные мастерицы шьют длиннополый кафтан и самое сокровенное воина — исподнее, или рубаху.
Проект, который с головой затянул омских подростков, придумал Центр военно-исторической реконструкции «Служилые люди Сибири». Он победил в конкурсе президентских грантов, и вот уже несколько месяцев в исторических лабораториях кипит работа. Что-то успели сделать до карантина, часть работы забрали на дом, но с нетерпением ждут окончания самоизоляции.
По словам руководителя проекта Василия Минина, центр реконструкции всегда проводил много экскурсий на базе Историко-культурного комплекса «Омская крепость» для школьников. На таких встречах и выяснилось, что ребята почти не знакомы с региональной историей – к примеру, многие не могли ответить когда и кем был основан Омск, сколько столетий назад русские пришли в Сибирь.
— Мы стали консультироваться со специалистами – учеными-историками, педагогами, методистами, — продолжает Василий Минин. — Они подтвердили, что разрыв между наукой и ее основной аудиторией – учениками — большой. Академический язык сложен, требует «перевода». И я понял, что решить эту проблему можно с помощью исторической реконструкции.
Сейчас в лаборатории дети изучают историю региона в интересном для них формате. Мальчишки и девчонки знакомятся с процессом присоединения Сибири к Московскому царству в XVI-XVII веках. Все учебно-исследовательские проекты связаны с костюмом и вооружением военного человека той эпохи. Авторы предлагают ребятам список из нескольких направлений, а они уже сами выбирают, что хотят реконструировать: ковать, строгать, шить. В итоге в процессе дети осваивают древние ремесла, обработку дерева, ткани, кожи и металла.
— Чтобы создать реплику исторического предмета, дети сначала изучают исторические материалы, общаются с учеными и посещают музеи, — говорит Василий Минин. — После составляют технологическую карту и уже по ней делают исторический предмет с использованием максимально приближенных технологий. Завершающая часть – испытание в полевых условиях. Например, школьники проверяют, насколько удобно стрелять в кожаной перчатке, сшитой по выкройкам, найденным в археологическом памятнике, или из традиционного азиатского лука. Потом ребята на экскурсиях в Центре сами рассказывают о предметах, сделанных своими руками.
В работе со школьниками сотрудники Центра военно-исторической реконструкции «Служилые люди Сибири» используют необычное направление «экспериментальной археологии». Для детей провели профильный детско-юношеский историко-археологический лагерь, ребята смогли сдружиться, познакомиться с наставниками и историей региона, с помощью научных экспериментов искали ответы на вопросы.
— Этот педагогический метод дает понять ученикам, что историческая наука – это не набор скучных цифр и фактов, а живой процесс, наследниками которого мы являемся, — поясняет руководитель проекта.
Итогом проекта станет экспозиция из реплик исторических предметов, сделанных школьниками. А написанные учебно-исследовательские работы войдут в «Исторический альманах». Он выйдет тиражом 500 экземпляров и появится во всех школах Омска.
— Мы делаем историю живой. Присоединяйтесь! — приглашает Василий Минин.
#открытые нко
https://www.dobro.live