Найти тему
Авиационное обозрение

Советские 37-мм авиационные пушки времен Второй мировой войны. Часть вторая.

Приветствую. После небольшого лирического отступления в виде рассказа о разработке ударного самолета ВИТ (Ссылка на статью), возвращаемся к теме 37-мм авиационных орудий. Ранее мы рассмотрели несколько опытных образцов, который создавались в конце тридцатых годов. Это орудия систем АКТ-37 и Ш-37. А если конкретнее, то более подробно был осуществлен обзор фюзеляжно-крыльевой модификации пушки Б. Г. Шпитального (ОКБ-15) под индексом ШФК-37 (Ссылка на статью). Ее испытания сначала проводились на прототипах проекта ВИТ, а после переработки на подготовленной опытной модификации штурмовика Ил-2. Однако они не принесли должных результатов и в крупносерийное производство данное орудие не поступило. Параллельно велись работы и над вариантом мотор-пушки Ш-37, которая получила индекс МПШ-37. Кроме того свой проект БМА-37 представили и основные конкуренты Б. Г. Шпитального в лице Я. Г. Таубина (ОКБ-16). Эти модификации 37-мм орудий предполагалось использовать для вооружения одномоторных фронтовых истребителей. Теперь более подробно.

37-мм пушка МПШ-37 в развале двигателя М-105П. Источник- http://авиару.рф/
37-мм пушка МПШ-37 в развале двигателя М-105П. Источник- http://авиару.рф/

37-мм мотор-пушка МПШ-37.

В некоторых источниках отмечается что технические требования и средства на разработку данного орудия были получены в конце мая 1940 года. Согласно этим требованиям пушка должна была обеспечить темп стрельбы около 300 выстрелов в минуту при начальной скорости снаряда в 900 м/с. Значение отдачи не должно было превышать 1500 кг, а масса орудия 150 кг. Питание было магазинного типа. Его емкость должна была составлять 50 снарядов. 4 октября 1940 года вышло соответствующее постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) за номером 1882-779сс. Стоит отметить что согласно этому же постановлению ОКБ-16 также должно было изготовить 37-мм мотор-пушку. Что же касается самолетов для использования новых орудий, то изначально ситуация была следующей. Еще в сентябре (по другим данным в ноябре) конструкторский коллектив Н. Н. Поликарпова приступил к проектированию специализированного истребителя ИТП (Ссылка на статью). Кроме того был проработан вопрос возможности установки 37-мм орудия на опытный истребитель И-26 (впоследствии Як-1). Но эти изыскания закончились безрезультатно. Конструкция И-26 не позволяла произвести установку подобных орудий без внесения серьезных изменений. По сути пришлось бы заново перепроектировать истребитель- удлинять фюзеляж, перемещать расположение кабины, усиливать отдельные узлы и т. д. Сложностей добавляло и то что пушка МПШ-37 откатывалось назад при стрельбе. В конечном счете от этой идеи пришлось отказаться. В одном из источников приводиться информация что прорабатывалась возможность установки 37-мм пушек и на перспективный истребитель Гу-1, который разрабатывался под руководством конструктора Г. М. Гудкова (Ссылка на статью).

Рисунок истребителя Гу-1. Источник- http://авиару.рф/
Рисунок истребителя Гу-1. Источник- http://авиару.рф/
Для справки. Истребитель Гу-1. Конструктивно представлял собой моноплан с низкорасположенным крылом и фонарем кабины каплевидной формы. В отличии от большинства истребителей тех лет, двигатель располагался в средней части фюзеляжа. Еще одной отличительной особенностью была передняя стойка шасси. В подобной компоновочной схеме прослеживаются черты американского истребителя Bell P-39. Опытный прототип Гу-1 разбился во время первого полета, который состоялся 12 июня 1943 года. После чего программа разработки была свернута.

Но пока новые проекты находились в стадии разработки необходимо было искать и другие варианты. В качестве одной из альтернатив предложили разместить 37-пушку на истребителе ЛаГГ-3. Проведение всех необходимых работ планировалось завершить к 1 апреля 1941 года. Однако по ходу их выполнения пришлось столкнуться с серьезными трудностями. С началом наземных испытаний орудия было выявлено большое количество технических недоработок. Во время первого этапа испытаний было выполнено около 300 выстрелов. При этом получили 11 задержек и одну поломку. Что же касается характеристик опытного образца пушки, то они оказались ниже заявленных по тактико-техническим требованиям. В январе 1941 года орудие сняли с испытаний и отправили на доработку. Возникли сложности и с использованием магазина на 50 снарядов. В связи с этим временно решено было ограничить боекомплект 20 снарядами, для того чтобы быстрее начать отработку изделия в полете. При этом конструкция опытного самолета, который готовили на заводе № 301, подверглась некоторым изменениям. К примеру демонтировали часть оборудования (радиостанция) и оба 7,62-мм пулемета ШКАС. Также отмечается что были проблемы и с креплением самого 37-мм орудия внутри двигателя М-105П. Стоит отметить что основным руководителем работ по новой модификации ЛаГГ-3 был Г. М. Гудков.

Опытный истребитель К-37.
Опытный истребитель К-37.

В конечном счете весной опытную машину все же доработали и передали в НИИ ВВС для проведения испытаний. Летчиком-испытателем при этом назначили Т. К. Чигарева, а ведущим инженером М. И. Таракановского. Всего было выполнено 58 полетов и почти во всех проводилась стрельба из орудия. Общее время налета составило более 14 часов. Было произведено около 850 выстрелов из пушки в различных режимах полета. Изначально выявили некоторые проблемы в работе автоматики, но после усиления отдельных узлов ситуация была исправлена. В конечном итоге эти испытания были признаны успешными. Хотя правильность этого решения весьма спорна, ввиду того что характеристики орудия не соответствовали выдвигаемым согласно заданию на разработку требованиям. К примеру суммарная масса орудия и всех сопутствующих систем составляла около 200 кг, что на 50 кг превышало заданные условия. Так что систему требовалось еще доработать и устранять отмеченные недостатки. Пока же решили построить небольшую войсковую серию и провести дополнительные испытания в условиях эксплуатации в строевых частях ВВС. С началом войны все эти планы были пересмотрены. К решению вопросов о развертывании крупносерийного производства новых типов вооружения стали подходить более рационально и взвешенно. И при сложившихся обстоятельствах продавить решение в свою пользу Б. Г. Шпитальный не смог. Необходимо было предоставить действительно доведенную до ума систему, а не то что было в наличии. В августе были проведены контрольные испытания трех опытных образцов истребителя ЛаГГ-3 с пушками МПШ-37. Они показали низкую надежность данной пушки. То и дело выходили из строя различные узлы орудия (боек, шептало, ударник и т. д.) В конечном итоге до конца года была построена малая войсковая серия примерно из 20 машин, которая получила индекс К-37. Эти самолеты применялась в основном на московском и западном направлениях. В массовое серийное производство они не передавались. Известно что Г. М. Гудков проводил разработку еще двух проектов (перехватчик и противотанковый пикировщик) на основе К-37, но ни один из них так и не был реализован.

Но на этом история МПШ-37 не закончилась. В 1942 году в ОКБ А. С. Яковлева была подготовлена модификация самолета Як-7Б под установку этого орудия. Она получила индекс Як-7-37. В августе была построена небольшая серия для прохождения войсковых испытаний. Чуть более 20 машин было передано в состав 42-ого ИАП, который входил в состав 240-ой ИАД 6-ой ВА Северо-Западного фронта. Но опять же дальше войсковых испытаний дело не продвинулось. Данное 37-мм орудие массово не выпускалось. За все время было изготовлено порядка 250 пушек в различных модификациях.

В конечном итоге в классе 37-мм орудий, на вооружение была принята пушка НС-37, которую создали в ОКБ-16. Известно что несмотря на неудачи с модификациями МПШ-37 и ШФК-37, главный конструктор Б. Г. Шпитальный, попытался найти применение орудия в зенитном варианте. В кратчайшие сроки был разработан зенитный танк ЗУТ-37 (его разработали на основе легкого танка Т-70), но по результатам испытаний от него также отказались. В последующих публикациях речь пойдет про изделия разработанные в ОКБ-16.

Продолжение следует...

При написании данной статьи использовались материалы со следующих источников: http://авиару.рф/, http://ava.org.ru/, http://www.airwar.ru/, http://копанина.рф/, https://forum.guns.ru, http://wiki.airforce.ru, http://allaces.ru/, книга О. В. Растренин. Советское авиационное вооружение. Самолет против танка, книга О. В. Растренин, В. И. Перов. Штурмовики Красной Армии, книга А. Э. Нудельман. Пушки для боевых самолетов, книга А. Б. Широкорад. История авиационного вооружения, книга Н. В. Якубович. Все боевые самолеты Яковлева.
Уважаемые читатели, подписывайтесь на канал, ожидайте новых публикаций.
Ознакомиться с полным каталогом наших статей вы можете здесь (Ссылка на обзор).