Найти тему
MAD TOSBY

Невеликая, но неожиданность: рассказываем про сериал «Великая» с Эль Фаннинг и Николасом Холтом

Фото ©️ IMDb
Фото ©️ IMDb

Встре­ча­ем «эпи­зоди­чес­ки прав­ди­вую ис­то­рию», как гла­сит при­пис­ка к наз­ва­нию се­ри­ала (не) о ве­ликой рус­ской им­пе­рат­ри­це «Ве­ликая». С под­робнос­тя­ми — Ки­рилл Влас­кин

Где толь­ко, как не в Рос­сии, чут­ко­го и вни­матель­но­го зри­теля мог най­ти се­ри­ал «Ве­ликая» (2020), пос­вя­щён­ный жиз­ни им­пе­рат­ри­цы Ека­тери­ны II Ве­ликой (1729 — 1796). И, ко­неч­но, толь­ко чут­кий и вни­матель­ный рус­ский зри­тель, бе­зус­ловно об­ла­да­ющий все­ми нуж­ны­ми зна­ни­ями по ис­то­рии Рос­сии, смо­жет са­мым чес­тным и неп­ред­взя­тым об­ра­зом оце­нить се­ри­ал про­из­водс­тва Авс­тра­лии и Ве­ликоб­ри­тании. Да воз­ло­жит­ся же на пле­чи мис­сия сея по оцен­ке дей­ства мно­госе­рий­но­го!

В 2010-х го­дах те­ле­эк­ра­ны Рос­сии не раз тер­за­ли ис­то­ричес­кие се­ри­алы, в том чис­ле и про Ека­тери­ну II. Про се­ри­ал с ём­ким наз­ва­ни­ем «Ека­тери­на» (2014 — н.в.), ко­торый до сих пор про­дол­жа­ет­ся, дол­го раз­го­вари­вать не при­ходит­ся, ибо и сей­час пу­га­ет эта де­шевиз­на, в ко­торой не наш­лось де­нег ни на па­рики, ни на пыш­ность, ни на гра­мот­ных сце­нарис­тов. Не­забы­ва­емым ос­та­ёт­ся толь­ко Пётр III в ис­полне­нии Иго­ря Яцен­ко. Та­кого чис­то­го рус­ско­го язы­ка, как у Пет­ра III, урож­дённо­го Кар­ла Пе­тера Уль­ри­ха, в этом се­ри­але ещё не слы­шал свет! Чуть луч­ше де­ла об­сто­яли с се­ри­алом «Ве­ликая» (2015), где дос­та­точ­но бы­ло и па­риков, и де­кора, и не­мец­ко­го ак­цента Пет­ра III (Па­вел Де­ревян­ко), но, к со­жале­нию, се­ри­ал не по­шёл даль­ше од­но­го се­зона, и всё за­кон­чи­лось свер­же­ни­ем Ека­тери­ной не­люби­мого му­жа с прес­то­ла. И в этом бы­ло всё её ве­личие?

Фото ©️ IMDb
Фото ©️ IMDb

На­вер­ня­ка оба этих се­ри­ала со всей стро­гостью в оцен­ке бы­ли при­няты зри­теля­ми, ибо вид­но же по ним, что и XVIII век на эк­ра­не, и при­чуд­ли­во всё, а на ме­лочи вро­де чис­то­го язы­ка нем­ца, от­сутс­твия па­риков и про­чих ис­то­ричес­ких не­точ­ностей, ко­торых дос­та­точ­но бы­ло и во вто­ром се­ри­але, об­ра­ща­ют вни­мание пусть ис­то­рики-всез­най­ки. Но те­перь, ког­да на дво­ре 2020 год, приш­ла по­ра но­вого ис­пы­тания, су­рово­го и не­посиль­но­го. Ведь при прос­мотре но­вого се­ри­ала про Ека­тери­ну II уже не по­могут те по­луза­бытые об­рывки мыс­лей из ста­рых учеб­ни­ков ис­то­рии, на ко­торые толь­ко и бы­ла на­деж­да. Сце­нарий се­ри­ала буд­то пи­сал че­ловек, в детс­тве имев­ший од­ни двой­ки по ис­то­рии. В се­ри­але пе­реме­шалось, как у школь­ни­ка пе­ред кон­троль­ной, аб­со­лют­но всё: Пётр III яв­ля­ет­ся сы­ном, а не вну­ком Пет­ра I; же­нит­ся Пётр на Ека­тери­не уже им­пе­рато­ром; об им­пе­рат­ри­це Ели­заве­те Пет­ровне и ре­чи не идёт, а вза­мен неё есть стран­ная им­пе­ратор­ская тёт­ка Ели­заве­та; су­щес­тву­ет цер­ковный ти­тул пат­ри­ар­ха, на са­мом де­ле уп­раз­днён­ный ещё Пет­ром I, и так да­лее. Но са­мое глав­ное — меж­ду свадь­бой и «раз­во­дом» суп­ру­гов про­ходит не сем­надцать лет, а все­го пол­го­да.

Ког­да за де­ло бе­рут­ся бри­тан­цы (Авс­тра­лия и Ве­ликоб­ри­тания как стра­ны про­из­водс­тва се­ри­ала — прим. MT), ждать ис­то­ричес­кой точ­ности не при­ходит­ся. За­то че­го уж точ­но ма­ло не по­кажет­ся, так это «тон­ко­го» бри­тан­ско­го юмо­ра, объ­ек­том ко­торо­го мо­жет быть всё, что угод­но. Па­ру лет на­зад та­ким объ­ек­том бы­ла со­вет­ская ис­то­рия на ис­хо­де то­тали­тариз­ма в филь­ме Ар­мандо И­ан­нуччи «Смерть Ста­лина» (2017). Ка­зав­ший­ся глу­пой ко­меди­ей фильм обер­нулся жёс­ткой и тра­гич­ной са­тирой на го­сударс­тво, в ко­тором власть дос­та­ёт­ся не са­мому ум­но­му и спра­вед­ли­вому, а са­мому быс­тро­му и хит­ро­ум­но­му. Фор­мат се­ри­ала «Ве­ликая» при­мер­но та­кой же, как и у «Смер­ти Ста­лина» — это тра­гедия, за­вёр­ну­тая в обёр­тку глу­пой ко­медии.

Фото ©️ IMDb
Фото ©️ IMDb

Час­то от заг­ра­нич­ных про­ек­тов о Рос­сии ожи­да­ют так на­зыва­емой «клюк­вы»: вод­ка, мат­рёшки, ба­лалай­ки и мед­ведь. Жи­вой мед­ведь здесь есть, и не са­мый дру­желюб­ный, но апо­ге­ем «мед­ве­жачес­тва» ста­новит­ся дей­стви­тель­но за­бав­ный па­мят­ник Пет­ру I, вос­се­да­юще­му на мед­ве­де как на ко­не. Есть зна­комые фа­милии «Че­хов», «Горь­кий», «Рос­тов», «Рас­коль­ни­ков», тан­цы под пес­ню «Ка­зачок», нем­но­го вод­ки и уми­литель­ный воз­глас «Ху­за!» (при­думан­ный ана­лог «Ура!»). На этом «клюк­ва», впол­не не­дур­ная, за­кан­чи­ва­ет­ся.

Ека­тери­на (Эль Фан­нинг) пос­ле свадь­бы с Пет­ром (Ни­колас Холт) очень быс­тро ра­зоча­рова­лась в су­мас­шедшем суп­ру­ге. Пётр III, Не­рон и Ка­лигу­ла в од­ном ли­це, по­родил в сте­нах двор­ца нас­то­ящий «со­дом», где он сно­ша­ет­ся с раз­ны­ми жен­щи­нами на каж­дом уг­лу, дер­жит за­кон­серви­рован­ный труп собс­твен­ной ма­тери в стек­лянном сар­ко­фаге на все­об­щем обоз­ре­нии и ус­тра­ива­ет тош­нотвор­ные пи­ры по слу­чаю по­беды над вра­гами с от­рублен­ны­ми го­лова­ми этих са­мых вра­гов. Ека­тери­на, без го­ду не­делю сле­ду­ющая в оче­реди на прес­тол, вмес­те со сво­ей слу­жан­кой Ма­ри­аль (Фи­би Фокс), мес­тным за­нудой-кни­гоче­ем Ор­ло­вым (Са­ша Дха­ван) и лю­бов­ни­ком Ль­вом Во­рон­ским (Се­басть­ян де Со­уза), ми­лос­ти­во по­дарен­ным суп­ру­гом, раз­ра­баты­ва­ет план по свер­же­нию пси­ха с прес­то­ла.

Фото ©️ IMDb
Фото ©️ IMDb

В се­ри­ал обиль­но вы­лито мо­ре по­хаб­ных и да­же жёс­тких шу­ток чуть ли не про каж­до­го ге­роя, но это не ко­медия, ко­торая приз­ва­на ве­селить каж­дую ми­нуту. Есть и та­кие сце­ны, в ко­торых ге­ро­ев хо­чет­ся и по­жалеть. И не­опыт­ную Ека­тери­ну, ко­торая ещё не го­това к уп­равле­нию стра­ной, и её лю­бов­ни­ка Во­рон­ско­го, из­на­чаль­но по­дарен­но­го ей как секс-иг­рушку, но ока­зав­ше­гося пер­вой силь­ной лю­бовью, и Гри­гория (Гви­лим Ли), дру­га Пет­ра, вы­нуж­денно­го тер­петь за вы­сокий ста­тус при­хоти им­пе­рато­ра, в том чис­ле и из­ме­ны же­ны. Бу­дут здесь сце­ны, где и сам им­пе­ратор-бе­зумец Пётр пред­ста­нет объ­ек­том ес­ли не по­нима­ния, то хо­тя бы со­чувс­твия.

Дей­стви­тель­но, толь­ко чут­кий и вни­матель­ный рус­ский зри­тель мо­жет про­ник­нуть­ся этой ис­то­ри­ей. Ведь толь­ко ему дос­тупны те зна­ния, бла­года­ря ко­торым мож­но пос­ме­ять­ся над не­лепи­цами се­ри­ала. В се­ри­але всё ра­бота­ет на тон­кий юмор: пе­репу­тан­ные ис­то­ричес­кие со­бытия, вы­думан­ные пер­со­нажи, раз­но­об­разный ак­тёр­ский сос­тав, сре­ди ко­торо­го есть ак­тё­ры аф­ри­кан­ско­го и ин­дий­ско­го про­ис­хожде­ния. Уже по­яви­лись от­ри­цатель­ные оцен­ки се­ри­ала толь­ко в свя­зи с раз­но­расо­вым ак­тёр­ским сос­та­вом. Но на са­мом де­ле этот эле­мент гар­мо­нич­но впи­сыва­ет­ся в весь сум­бур, про­ис­хо­дящий на эк­ра­не. Юмор сни­ма­ет здесь все об­ви­нения в яко­бы «по­казуш­ной» то­леран­тнос­ти сов­ре­мен­но­го ев­ро­пей­ско­го соз­на­ния. Не каж­дая шут­ка здесь вы­зовет хо­тя бы улыб­ку, но как це­лое про­из­ве­дение се­ри­ал «Ве­ликая» мо­жет пос­ме­шить. А при та­ком ко­личес­тве фан­та­зий от сце­нарис­та ещё и за­ин­три­говать на сле­ду­ющий се­зон.

Лишь бы толь­ко не пой­ти нам пу­тём пред­рассуд­ков, тре­бу­ющих «дос­то­вер­ности», ко­торую мы все, ко­неч­но, прек­расно зна­ем.