О такой области жизни наших далеких предков, как духовная культура, можно судить лишь по немногочисленным косвенным следам, которые она после себя оставляет. Мировосприятие древних охотников на мамонтов существенно отличалось от представлений современного человека. На это указывают и многочисленные свидетельства исследователей, изучающих "примитивные общества", сохранившиеся до наших дней в отдаленных уголках планеты. Их обряды и сопровождающие эти религиозные действа атрибуты удивительным образом похожи на те немногочисленные данные археологии, которые, по мнению специалистов, не имеют прямого отношения к хозяйственной деятельности и повседневной жизни древних охотников. Такие культовые памятники возникли на самых ранних стадиях истории человечества.
Хотя ученые не располагают сведениями о существовании религиозных верований у представителей нижнего палеолита - питекантропов, синантропов, антропологи все чаще высказывают мнение, что эти существа не были примитивными и обладали развитым восприятием мира. Они были умелыми охотниками, изготовляли орудия труда, умели добывать огонь и были способны общаться друг с другом.
Неандертальцы оставили несколько десятков захоронений. многие археологи считали их появления доказательством неандертальской веры в загробное существование души. Убедительным доказательством существования религиозных верований в мустьерскую эпоху некоторые ученые считают преднамеренно собранные остатки костей животных. В альпийских пещерах найдены скопления костей пещерного человека. не исключено, что эти необычные места можно рассматривать как первые святилища. Археологи объясняют эти находки либо как следы культа медведя, либо как следы охотничьей магии, либо как проявление веры в сверхъестественное родство людей и животных - тотемизм.
Появившийся в Европе 40 тыс. лет назад кроманьонец обладал сложными религиозными представлениями. в погребениях эпохи верхнего палеолита уже отчетливо прослеживаются следы специального ритуала. К культовым памятникам этой эпохи можно отнести пещеры со следами деятельности первобытных художников. Хотя такие "пещерные галерии" открыты лишь в горных местностях от Пиренеев до Урала и Алтая, они несут информацию о духовном мире древних охотников на мамонтов, заселявших приледниковые области от Атлантики до Монголии. Подобные рисунки, вероятно, были и у жителей русской равнины, но время сохранило только те из них, которые были надежно укрыты в горных пещерах. Памятниками наскальной живописи являются знаменитые пещеры Урала - Шульган-таш (Капова пещера) на р. Белой и Ямазы-таш (Игнатьевская пещера) на р. Сим. Они не были местами постоянного обитания, а служили, вероятно, как святилища окрестных общин, культура которых находит многочисленные параллели в памятниках позднего палеолита. Главными сюжетами живописных композиций являются мамонт и другие объекты охоты: бизоны, лошади, олени, носороги.
Наряду с реалистичными рисунками животных встречаются в пещерах и изображения человека. Надо отметить, что своих сородичей первобытные охотники изображали весьма схематично - часто в виде фантастических существ, в которых угадываются не столько человеческие, сколько звериные черты. Иногда эти рисунки напоминают людей, на которых надеты маски. Такие сюжеты обнаружены на стенах пещер Альтамира в Пиренеях, Хойт-Цэнкер в Монголии. Например, самый известный такой рисунок - фигура "колдуна" из пещеры Трех Братьев в Пиренеях - изображает пляшущего мужчину с рогами оленя на голове, длинной бородой, длинными конским хвостом, с накинутой на плечи шкурой.
С духовной культурой связаны предметы мелкой пластики - фигурки женщин, животных птиц, изготовленные из кости мамонта и мягкого камня.
Самые известные находки эпохи верхнего палеолита культового предназначения — это статуэтки, изображающие женщин. Одни археологи видят в этих небольших скульптурах своего рода жриц — исполнительниц семейно-родовых обрядов, другие — матерей-прародительниц, третьи — хозяек очага. В любом случае большинство исследователей связывают появление этих изображений с первобытной религией. Примечательно, что фигура женщины из Игнатьевской пещеры на Урале, явно связанная с религиозным культом, имеет большое сходство с манерой изображения женских статуэток.
Какие бы гипотезы ни высказывали ученые о конкретном предназначении настенной пещерной живописи, фигурок женщин и животных, вырезанных из кости или камня, несомненно одно: на огромном пространстве Евразии богатый духовный мир древних охотников имел большое сходство, обусловленное близостью образа жизни и занятий.
Атлас Тартарика