В большинстве регионов одиннадцатиклассники будут сдавать ЕГЭ без масок и перчаток, конкурс в вузы в этом году прогнозируется из расчета полтора человека на место, а в профильных ведомствах рассматривают вероятность отмены в будущем ЕГЭ для тех, кто не планирует поступать в вузы. Об этом временно исполняющий обязанности главы Рособрнадзора Анзор Музаев рассказал в интервью «Известиям». Он также сообщил о других нюансах ЕГЭ-2020, который стартует 29 июня, и поделился, почему его особенно беспокоит предстоящая жара.
Без маски и перчаток
— Анзор Ахмедович, наконец появилась ясность с датами проведения ЕГЭ. А 29 и 30 июня пройдут предварительные пробные экзамены. Выпускники в них примут участие? Как будут проходить «пробники»?
— Мы знали, что именно этот экзамен вызовет наибольшее количество вопросов, разночтений и толкований. В пробных экзаменах дети не будут принимать участие. Это для педагогов, технических сотрудников, медработников, работников силовых структур — у нас большой перечень тех, кто задействован в проведении экзаменов. Есть еще общественные наблюдатели.
Почему эти два дня важны для всех? ЕГЭ для обывателя начинается по расписанию, а для нас это цикл в течение года. Как только заканчивается ЕГЭ, сразу стартует подготовка к следующему циклу. Она начинается с работы предметных комиссий, анализа, как всё прошло.
— Сколько в этом году участников ЕГЭ?
— 783 тыс. человек. Организация экзаменов для них всех — это непростой процесс. Весной у нас, как правило, пять-шесть апробаций. Начиная от тестирования видеонаблюдения и заканчивая тренировкой организаторов именно в работе с оборудованием в пункте проведения: распечатка материалов, работа с компьютером. Там свое программное обеспечение. Нет ничего сверхъестественного, но у нас почти 6 тыс. пунктов по стране, 60 тыс. аудиторий в пиковом режиме участвуют в экзамене по часовым поясам. К сожалению, ежегодно в одной, двух, трех аудиториях бывают какие-то сбои. Вы знаете, что каждый год в соцсетях, в газетах, по телевидению обсуждают вот этот крах, который произошел в двух или трех аудиториях. Пишутся жалобы, родители со слезами готовы подписывать петиции, хотя этот сбой произошел для 40 человек. Мы каждый год объясняем, что для этого есть резервные дни, есть пересдача, апелляция, что результаты не пропадут, но тем не менее мы ежегодно с этим сталкиваемся.
— Конечно, родители волнуются.
— Если мы не проведем очных пробных экзаменов со взрослыми и не подготовимся как следует, у нас сбоев в этом году будет очень много. Мы понимаем, что дети почти три месяца находятся в изоляции, общаются только в онлайне. Они придут на пункты сразу же в день первого экзамена. Представьте, после трех месяцев отсутствия живого общения дети получают первую возможность встретиться. И к чему это может привести? Дай бог за июнь ситуация во всех регионах стабилизируется и практически на ноль будет сведена эпидемия, но тем не менее не хотелось бы, чтобы после единого государственного экзамена эта эпидемия снова у нас началась.
— А что делается для того, чтобы не было новой вспышки коронавируса после ЕГЭ? Детям на входе будут раздавать маски и перчатки или они со своими должны прийти?
— Мы с Роспотребнадзором все рекомендации отработали. Уже сообщили, что в 44 субъектах Российской Федерации ситуация практически нормализовалась и там жесткие ограничительные меры снимаются. Неделю назад было не больше 20 таких субъектов. Я надеюсь, что к концу июня их останутся единицы. 27 мая пройдет всероссийское видеосовещание с региональными министрами образования. И каждый регион сам будет определять, нужны ли детям в пункте сдачи ЕГЭ маска или перчатки.
— Четыре часа высидеть в этом невозможно.
— Да, четыре часа сидеть в перчатках в июле невозможно, тем более что, по прогнозам, будет очень жарко. Мы без фанатизма подходим к этому вопросу, регион будет сам решать по ситуации. Но организаторы будут в масках и перчатках. Защитными средствами учителей должны обеспечить субъекты Российской Федерации.
— Предположим, что в регионе неблагоприятная ситуация и дети всё же в масках сдают ЕГЭ. Если ребенок снимет маску, его за это не удалят с экзамена?
— Мы такие меры даже не рассматривали — нам в голову это не приходило. Замечание, может, будет, но удаление с экзамена? Такое нарушение не прописано у нас ни в одном порядке, и изменения мы вносить не собираемся.
— Дезинфекция аудиторий будет проходить?
— Обязательно. Мы совместно с Роспотребнадзором методические рекомендации разработали и в субъекты их обязательно отправим. В рамках пробных экзаменов будем отрабатывать весь механизм, в том числе присутствие медицинских работников на пунктах. Это новая история, они теперь должны будут у входа стоять.
— Температуру будут измерять у всех, кто заходит?
— Конечно. Температуру будут измерять, будет дезинфекция, рук в том числе, соблюдение дистанции. Организаторы у нас точно будут в масках и, скорее всего, в перчатках. На детей эта норма будет только в исключительных случаях распространяться. Всё это нам предстоит отработать на пробном экзамене без участия детей.
— Сколько в этом году будет пунктов сдачи ЕГЭ? Всех волнует, как будет происходить рассадка, пусть даже без масок и перчаток.
— У нас 5,9 тыс. пунктов. Обычно было задействовано около 60 тыс. аудиторий, но на больших экзаменах. Это русский язык и когда мы проводили базовую и профильную математику вместе. В этом году у нас таких больших экзаменов не будет. В проекте расписания, который мы опубликовали, русский язык разбит на два дня — 6 и 7 июля. Количество пунктов и аудиторий оставим таким, как есть, но число ребят в аудиториях уменьшим. Да, ребята и так сидели по одному за партой, но расстояние в 1,5 м не было обеспечено. За счет того, что в пунктах мы станем количество аудиторий увеличивать, снижать поток, мы в эти требования как раз будем укладываться.
Правила не меняются
— Вы уже назвали цифру — 783 тыс. участников ЕГЭ в этом году. А сколько человек отказались от сдачи ЕГЭ и просто получат аттестат?
— У нас нет такой формы, как отказ или заявление. Участники зарегистрировались до 1 февраля. Но мы проанализировали базу и увидели, что у нас 48 тыс. участников экзамена, которые выбрали только русский язык и базовую математику. Очевидно, что ни в одном государственном или частном вузе нет ни одной специальности, на которую осуществляется набор студентов по такому перечню экзаменов. Понятно, что этим ребятам нужен только аттестат. Как сказал министр просвещения, аттестаты будут выданы до 15 июня — по крайней мере такая установка дана, письмо в регионы ушло. В принципе у этих ребят нет необходимости сдавать этот экзамен. Математики базовой вообще не будет, ее отменили.
— А в следующем году останется базовая математика?
— Останется. Этот год у нас уникальный, поэтому ситуация такая.
— Если в этом году человек решил не поступать и ограничиться получением аттестата, а спустя год-два передумал, он сможет сдать ЕГЭ?
— Конечно. У нас есть такое право — ежегодно сдавать экзамен. Ничего не меняется для ребят, которые получат только аттестат.
— Задания в этом году не будут упрощены из-за того, что у выпускников было меньше времени на подготовку? Или это те же тесты, что готовились еще до пандемии коронавируса?
— Прежде чем ответить на этот вопрос, расскажу интересную вещь. Когда Министерство просвещения после долгих совместных консультаций объявило, что экзаменов в 9-х классах не будет, я ожидал, что все будут рады. Но общество разделилось на две категории: одни были довольны, а вторая часть писала в соцсетях: «Как так, экзамен отменили? Мы к нему готовились». Поэтому не стоит упрощать или что-то менять... Весь год, а где-то два года преподаватель того или иного предмета, ученик были ориентированы на определенную модель сдачи экзамена, определенное количество вопросов, определенную сложность. Ребята, которые ориентированы на высокий результат, хорошо разбираются в структуре экзамена, заданий, очень хорошо понимают, за счет чего они могут увеличить количество баллов. Менять сейчас что-то в содержании экзамена — только им навредить. Правила поступления вузы тоже не меняют — это позиция министра науки и высшего образования Валерия Николаевича Фалькова. Кроме сроков, которые мы сейчас сдвигаем, правила никто не меняет.
— Правила не меняются, но меняются некоторые обстоятельства. Есть предположение, что из-за ограничений, связанных с коронавирусом, дети в этом году хуже подготовлены к экзаменам. Как, по вашим прогнозам, они сдадут ЕГЭ? И если хуже, чем в прошлом году, то будет ли проходной балл в вузы ниже, нежели обычно?
— Было поручение президента, и Министерство образования объявило, что дополнительно выделят еще 30 тыс. бюджетных мест. Это чуть меньше 10%, но это ощутимо. Традиционно за все годы проведения ЕГЭ ниже 400 тыс. только бюджетных мест не было никогда. В этом году участников экзамена 783 тыс., а выпускников около 690 тыс. Свыше 400 тыс. бюджетных мест, к ним прибавилось еще 30 тыс. А есть еще коммерческие частные учебные заведения, есть коммерческий набор, и конкурс в вузы в этом году будет, полагаю, где-то полтора человека на место. Да, скорее всего, снизится средний балл поступивших, но он снизится не из-за того, что хуже сдали, а из-за того, что количество бюджетных мест увеличится.
Я предполагаю, что в этом году результаты по всем предметам немного подрастут или как минимум останутся на том же уровне, на котором были. Почему? Посмотрите, что было в четвертой четверти. Мы не отвлекали в этом году никого от подготовки к ЕГЭ по выбранным ими предметам. Ребята, как и все жители страны, находились на самоизоляции, то есть у них было больше времени для подготовки и самоподготовки.
На сайте ФИПИ мы опубликовали два варианта заданий ЕГЭ этого года, на примере которых можно было попробовать свои силы. Это задания из весеннего этапа, который не состоялся, реальные задания по всем предметам — не потешные, тренировочные. На четвертый день после публикации зафиксировали уже 2 млн просмотров и скачиваний — такого никогда не было. Потом мы дали ответы на эти задания. По каждому предмету даны были методические рекомендации по самостоятельной подготовке по 30, 40, 50 страниц — мы никогда этого не делали. Кроме того, был проведен анализ ошибок в заданиях, которые допускали выпускники прошлых лет. Видеоконсультаций тоже много было. Такого объема материала для подготовки к ЕГЭ не было никогда со стороны Федерального института педагогических измерений, со стороны Рособрнадзора, поэтому у меня впечатление складывается, что сдадут лучше. Дай бог я окажусь прав.
— Не планируете ли вы повторить опыт этого года в следующем? То есть дать возможность тем, кто не хочет поступать, не сдавать ЕГЭ, а получить просто аттестат?
— Такие обсуждения уже идут. Есть моменты, которые связывают руки всем законодателям: готовы ли мы, экспертное сообщество, Министерство просвещения, учительское сообщество, пойти на этот шаг. Надо обсуждать, а не решать сейчас: «А, получилось же!» Мы понимаем, что сейчас мы в форс-мажорных условиях, и все действия направлены на то, чтобы минимизировать количество экзаменов, количество потоков детей — облегчить ситуацию. Надо эту ситуацию пережить, посмотреть все итоги и обсуждать, но ни в коем случае не делать быстрых и необдуманных шагов.
Опасная жара
— В прошлом году в восьми регионах экзаменационные материалы поступали по закрытым каналам связи, и в этом году планировалось значительно расширить список субъектов. Сколько их будет?
— Мы значительно не расширяем — таких субъектов будет 18. Если в этом году все 18 регионов снова без сбоев справятся, тогда мы уже точно перейдем к более массовому внедрению этой технологии.
— Москва входит в этот список?
— Москва пока не входит.
— В прошлом году результаты ЕГЭ проверяли с помощью программы искусственного интеллекта. Была даже почерковедческая экспертиза, и некоторые работы аннулировали из-за того, что они были написаны другим человеком. Будете ли вы в этом году использовать эту программу?
— Конечно. В прошлом году эта программа хорошо зарекомендовала себя. Из 5 млн человеко-экзаменов по всей стране по всем предметам было 72 работы, где машина определила, что почерки, возможно, разные. Дальше мы эти работы передали соответствующим экспертам, которые имеют все уровни допуска и лицензии, и из этих работ 23 были точно подтверждены. Они были аннулированы. 23 работы не значит 23 человека, было семь участников, которые решили схитрить. Основная история была связана с тем, что сочинение писал совсем другой человек.
В этом году мы тоже будем использовать эту программу. Это ведь профилактическая история — даже если есть желание, человек задумается и откажется от такой идеи.
— Каких сюрпризов вы в этом году ждете от ЕГЭ?
— У меня второй день переживания вот по какому поводу. Сейчас вы улыбнетесь: меня беспокоит история, связанная с тем, что мы будем сдавать ЕГЭ в июле. Будет жарко, у нас почти каждый год есть случаи, когда из-за духоты в аудитории учителя открывают окна. Всё спокойно-спокойно, а потом порыв ветра, и все листки, которые перед участниками экзамена лежат, сносит. У нас даже есть видео: «листопад» по классу. Дело в том, что все работы зашифрованы, там штрихкод, цифр нет. Собрать их практически невозможно.
— Такие работы аннулируются?
— Часто их приходится пересдавать, потому что коды меняются, при обработке мы получаем винегрет из работ. Дети собирают их по своему разумению, и потом мы видим при проверке, что в одной работе листки от разных участников. У меня большие опасения, что из-за жары, которую предсказывают, из-за открытых окон есть такой риск. Будем прорабатывать этот вопрос.
Большие переживания у меня и по поводу готовности всех организаторов и техники. Обычно у нас было две недели, когда мы анализировали ошибки, доводили их до субъектов и проводили еще одну апробацию. Сейчас у нас будет на это всего лишь два дня для проведения, потом два дня до экзамена, и дальше никакой повторной апробации — сразу экзамен.
Но мы приложим все усилия, сделаем всё возможное, чтобы провести ЕГЭ на высшем уровне.