На страницах нашего еженедельника мы продолжаем публиковать письма с фронта наших земляков — участников Великой Отечественной войны. Они писали домой, родным. Часто заветные треугольники не доходили до адресата, или их читали уже слишком поздно, после гибели героя... Теперь эти послания — настоящие реликвии, которые возвращают нас в далекие сороковые годы.
Братья Родины
«Здравствуйте родные, жена Лена, мамаша, Гриша, Федя… Пишу вам, что нахожусь на полосе боя, работаю на полевой кухне, больше ничего сказать не могу, читайте газету, слушайте радио. Вот если вернусь в благополучии, то корову заведем, цела была бы жизнь…»
Это письмо Илья Иванович Родин написал своей матери Марфе Андреевне еще в начале войны — в августе 1941 года, а спустя два года, 11 ноября 1943-го, родные получили письмо от солдата Гусейнова, где он сообщил о гибели Ильи Родина и даже нарисовал место, где похоронили солдата.
«Где убит ваш мужик, нам неизвестно. А вот где похоронен — смотрите схему. Не доходя до реки Днепр примерно 40 метров. Левая сторона лощины — там ваш муж похоронен. Я над могилой поставил надпись. Ваш мужик не из наших частей. Он был убит до нас. Одна рана была у него от пули на левом боку. Вам приехать или прийти сюда пока нельзя, после можно…»
Наверное, если бы не это письмо, то родные Ильи Родина так бы и не узнали о его гибели, а всю жизнь ждали бы его с войны, ведь «похоронку» семья так и не получила. Об этом рассказал младший брат Ильи Ивановича — Григорий Родин. В своих воспоминаниях он пишет, что до 1943 года ничего о нем не знал. Сам Григорий Иванович прошел всю войну. Он ушел на фронт 18-летним мальчишкой из Абакана. В составе 82-й Краснознаменной Ярцевской дивизии освобождал Белоруссию, Польшу, участвовал в боях за взятие Берлина. Был трижды ранен и контужен.
«Третий раз ранило, легко, осколками в левую руку в двух местах. Я отказался идти в госпиталь, а через три дня меня контузило. Я мгновенно упал, прижимаясь к земле. Больше ничего не помню. Потом оказалось, что я падал в яму…»
Кто из батальона остался в живых и что стало с командиром майором Ершовым, Григорий Родин узнал только спустя сорок три года после войны. В 1987 году в Абакане его разыскал однополчанин, который собирал материалы для своей книги. Он рассказал, что майор Ершов живет в Куйбышеве, а через несколько дней солдат и командир встретились.
«Мы проговорили всю ночь, вспоминая боевые дни и погибших товарищей... От командира я узнал, что, когда нас накрыло шквалом разрывов снарядов, его ранило в голову. Осколки снаряда воткнулись в череп, в госпитале их удалили. Правда, один осколок все-таки пробил череп, и его оставили, от этого командир немного заикался».
Вот такая история судьбы. Воспоминания и письма братьев Родиных сегодня бережно хранятся в Национальном архиве Республики Хакасия. Их передали в учреждение родственники фронтовиков. Письма дополнили летопись Великой Отечественной войны, рассказали о судьбах людей. А скольким солдатам через вот такие документы еще предстоит вернуться домой!..
Навечно девятнадцатилетний
«Пламенный привет вам с фронта. Шлю вам свой командирский привет, привет уважаемые родители, сестра Клава. Сообщаю, что рад вашему письму, оно пришло как раз в тот день, когда мне исполнилось 19 лет, 26 июля 1942 года. Пишу, что жив, здоров, чего и вам желаю, погода у нас сравнительно неплохая, но иногда идут дожди, как вы там? Пишите, буду рад. Ваш сын Иосиф Долганин, 28 июля 1942».
Фронтовые письма, открытки и фотографии сохранила племянница фронтовика Валентина Викторовна. Иосиф Долганин ушел на фронт из Абакана, когда ему было всего 18 лет. В 1942 году родные получили долгожданную весточку с фронта.
Казалось бы, несколько слов, а сколько в них жизни! Читая это письмо сейчас, задумываешься, сколько верст и лет оно преодолело. В скупых строках — судьба человека, судьба семьи, судьба целой страны. Мама Иосифа Долганина, Пелагея Петровна, получила от сына несколько писем и открыток с фронта, Иосиф всегда расспрашивал о погоде, интересовался, какие фильмы показывают в кинотеатре. А в 1943 году письма приходить перестали, пришла похоронка…
«Ваш сын Иосиф Долганин погиб и похоронен в Спас-Деменском районе, на той самой высоте, за которую отдал всю без остатка свою жизнь».
Гнездиловская высота, где погиб Иосиф Долганин, особая страница в истории Великой Отечественной войны. Высота имела стратегическое значение, в 1943 году с большими потерями подразделениям советской армии, где служили сибиряки-добровольцы, удалось взять Гнездиловскую высоту. В ходе кровопролитной операции, длившейся несколько дней, погибли более трех тысяч солдат. Среди них был и старший лейтенант Иосиф Долганин. Место его гибели обнаружили поисковики спустя 65 лет после Великой Победы, в 2010 году. Опознали Иосифа Долганина по почтовой открытке, адресованной в Абакан матери. Ребята из поискового отряда «Рубеж» восстановили хронологию событий. Вот что они написали родственникам фронтовика в Хакасию: «На заброшенном поле в районе города Спас-Деменска мы обнаружили немецкий блиндаж. Повсюду армейские каски, осколки снарядов, гильзы, личные вещи солдат — немецких и русских. Из взятого немецкого блиндажа на окраине деревни Дюки советские солдаты вели корректировку боя, девятнадцатилетний Иосиф принял огонь на себя и погиб...»
Деревни Дюки, где проходили бои, сейчас нет на карте, единственное, что осталось — яблони, которые до сих пор цветут, только теперь стоят одиноко. Племянница Иосифа Долга-
нина Валентина Викторовна в августе 2010 года присутствовала на захоронении дяди в городе Спас-Деменске. Об этом она рассказал в одном из интервью. Теперь и вы, уважаемые читатели, знаете эту историю возвращения героя.
Из истории Великой Отечественной войны
До войны нашу страну называли самой читающей в мире. В войну она стала самой пишущей. За четыре года Великой Отечественной почтальоны доставили адресатам десять миллиардов семьсот миллионов писем: треугольников, открыток, «секреток»...
Когда почтальон шел по улице, люди замирали — куда, в чей двор или подъезд свернет он? Что в его сумке — радость или горе? «Ангел смерти», «вестник беды» — какими только эпитетами не награждали гражданских почтальонов в тылу. Были случаи, когда у них отказывались принимать из рук «похоронки», не веря в то, что родной человек погиб, и тогда все первые минуты горя обрушивались на почтальонов.
Кстати, солдатские письма-треугольники появились из-за банальной нехватки конвертов. На фронте роль почтальонов выполняли связисты: они несли письма в первую линию обороны, в траншеи, где бойцы ждали вестей из дома. Письма шли и в зной, и в холод, и под обстрелами, даже во время блокады Ленинграда и осады Севастополя. Все это требовало мужества и героических усилий — более 300 военных связистов получили звание Героя Советского Союза. Можно вспомнить и подвиг Героя Советского Союза, рядового-связиста Пономарева. Доставляя важное боевое донесение, он столкнулся с отрядом немцев и, приняв бой, убил 12 фашистов.
Дарья КАЗАК
(по материалам ТВ «Абакан»)