Найти тему
sevprostor

"У дома куст - настоится дом пуст": из-за чего люди боялись деревьев в деревнях и нещадно их вырубали

Недавно я писала, что на многих фотографиях северных или сибирских деревень практически отсутствует растительность. В статье я рассуждала о причинах такого явления. Комментаторы присоединились и предложили десятки любопытных вариантов.

Самым популярным и рациональным объяснением было то, что многочисленная деревенская скотина выедала растительность, а деревья шли для хозяйственных нужд.

Также упоминалась защита от пожаров, от комаров и прочей мошкары, и т.д. Хотя, были и оригинальные версии, вроде тех, что в 18 или в 19 веке случился апокалипсис, просто "ученые скрывают".

Но также люди оставили несколько комментариев, которые меня заинтересовали. Некоторые читатели припомнили поговорку, которая как раз подтверждает мое наблюдение об отсутствии деревьев во многих деревнях. Звучит она так:

"У дома куст - настоится дом пуст"

Распространена эта поговорка была конкретно на территории Архангельской губернии (хотя, может быть, и не только там, а в принципе на Русском Севере).

Архангельская губрения, фото Шабунина
Архангельская губрения, фото Шабунина

Смешно, но никто похоже не знает ее истоков, а каждый пытается объяснить ее происхождение, исходя из своего личного опыта.

Например, есть версия, будто бы "Заросли ивняка — рассадник древесного грибка. Грибок легко переходит на древесину дома и очень трудно (и дорого) выводится. Не потому ли на Севере не было принято сажать возле дома растительность? «Вырастет у дома куст — настоится дом пуст» — такая поговорка бытовала в деревнях Русского Севера. Аналогично ведет себя малина. Любая некошеная трава у дома — накопитель влаги, которая уверенно переходит в подвал."

Тем не менее, я не хочу заниматься домыслами, собранными невесть где, а попытаюсь найти рациональное обоснование этой поговорки в достоверных источниках.

Первый и главный источник Фёдор Александрович Абрамов, русский писатель, один из наиболее известных представителей так называемой «деревенской прозы», который родился в 1920 году в селе Веркола Архангельской губернии.

То есть это автор, не просто образованный и интересующийся севером, а также деревенской жизнью, но и в принципе человек, рожденный в Архангельской губернии, а значит, не понаслышке знакомый с ее традициями и особенностями.

Вот что он писал на эту тему в публикации "Братья и сестры":

"От леса кормились, лесом обогревались, но лес же был и первый враг. Всю жизнь северный мужик прорубался к солнцу, к свету, а лес так и напирал на него: глушил поля и сенные покосы, обрушивался гибельными пожарами, пугал зверем и всякой нечистью. Оттого-то, видно, в пинежской деревне редко кудрявится зелень под окном. В Пекашине и доселе живо поверье: у дома куст настоится, дом пуст".

Итак, вывод у Федора Абрамова такой. Люди строили деревни фактически в лесу, но им нужны были пустые пространства для постройки домов, а также для сельского хозяйства. Им нужна была безопасность, защита от диких зверей. Поэтому лес вокруг деревни расчищался нещадно. Плюс, конечно, проблема лесных пожаров, видимо, была не на последнем месте, поэтому имело смысл вырубать все деревья в ближайшей округе.

На фото - Федор Абрамов
На фото - Федор Абрамов

А вот что на сей счет пишет А.Б.Пермиловская, доктор культурологии, гл. научный сотрудник Института экологических проблем Севера Уральского отделения РАН:

"На Русском Севере в XIX - начале ХХ века существовала традиция не сажать деревья около дома. Местные жители считали, что ветви деревьев закрывают окна избы от солнца, т.е. от тепла и света, которые так ценились на Севере.
Кроме того, ради благополучия дома и его обитателей существовал обычай, запрещающий сажать деревья вблизи дома, чтобы не вымерла семья: «у дома куст — настоится дом пуст»".

Не вполне ясно, с чего бы из-за дерева у дома вымирать целой семье (никаких объективных обоснований этому быть не может), но мне кажется, что логика тут обратная.

Олонецкий район Карелии
Олонецкий район Карелии

Если люди в доме часто болели, было много стариков и мало взрослых крепких людей, если в семье по каким-то причинам слабели, то они не могли расчищать все пространство у дома, как раньше. И потому кустарник и деревья были знАком, что в доме что-то не так, и возможно его население просто уже вымирает. Оттого и появилось наблюдение "у дома куст — настоится дом пуст".

Тем не менее, сейчас это все уже не актуально. Как писал сам же Федор Абрамов "И забыли люди веко­вечную пословицу: у дома куст — настоится дом пуст. Нет, теперь без красной рябинки да белой черемушки и дом не в дом."